Префаб Muji

ГДЕ: Токио, Япония

АРХИТЕКТОРы: Muji

Фото: Muji. Изображение № 1.Фото: Muji

Каким должно быть доступное жильё в 2014 году? Простым, компактным, экологичным и энергоэффективным. Современному горожанину не нужны вещи, на смену сверхпотреблению приходит мода на умеренность, бережливость и ответственный подход к использованию ресурсов. Удобные микропространства набирают всё большую популярность в развитых странах. Именно поэтому «Вертикальный дом» в Токио, представленный этой осенью японской компанией Muji, получил массу восторженных отзывов. Он заранее собирается на заводе, готов к быстрому монтажу и может уместиться на крохотном участке площадью тридцать квадратных метров.

Muji, известные своими минималистскими предметами быта, уже пару лет продают дома как коробки для хранения вещей. Компания заработала себе репутацию благодаря политике no brand: Muji делают ставку на сарафанное радио, почти не тратятся на традиционный маркетинг и не брендируют свои товары. Поэтому префаб-дом выглядит мило, но при этом лишён характерных черт. И это плюс: дизайнеры компании создали приятное нейтральное пространство, которое выглядит просторнее, чем есть на самом деле. Светлая деревянная мебель и паркет, белые стены, высокие окна — топ-менеджеры компании любят говорить, что Muji выпускают неброские вещи, и это именно тот случай. Цена дома — 200 тысяч долларов.

 

 

Дом в пустыне Сонора

ГДЕ: Скоттсдейл, США

АРХИТЕКТОРЫ: Wendell Burnette Architects

Фото: Bill Timmerman / Archdaily.com. Изображение № 6.Фото: Bill Timmerman / Archdaily.com

Сонора — жаркая пустыня на границе Мексики и американских штатов Калифорния и Аризона, известная своими гигантскими кактусами рода карнегия и обнажениями минералов. В общем, едва ли не лучшее место для съёмок вестерна. Архитекторы из бюро Wendell Burnette Architects построили в Соноре необычный особняк, который старается слиться с внешним окружением: часть его помещений и вовсе расположена под землёй. Снаружи здание окружено массивными бетонными стенами, при строительстве которых использовался местный песок и почва, что придаёт дому оттенки пустыни. Внутреннее пространство обращено ко двору с редкой растительностью, который постепенно перетекает в пустыню. Благодаря изломанной форме, большую часть дня внутренние комнаты защищены от зноя. А вечером владелец особняка может любоваться закатом.

 

 

S-House

ГДЕ: Сайтама, Япония

АРХИТЕКТОР: Юсуке Карасава

Фото: Koichi Torimura/ArchDaily, Sergio Pirrone/Architect Magazine. Изображение № 11.Фото: Koichi Torimura/ArchDaily, Sergio Pirrone/Architect Magazine

Японский архитектор Юсуке Карасава любит ломать привычные представления о пространстве. Поработав помощником притцкеровского лауреата Шигеру Бана, в 2006 году он основал собственное бюро и стал строить авангардные дома для частных заказчиков. Последняя работа Карасавы — прозрачный особняк без стен, в котором не ясно, где пол, а где потолок.

S-House построен в Сайтаме, северном пригороде Токио. Заказчиком проекта выступил университетский профессор, философ и социолог, занимающийся исследованиями взаимодействия человечества и окружающей среды. Он хотел получить здание, которое не только было бы удобным жильём, но и выражало бы его философские взгляды, сложившиеся за долгие годы исследований. Результат — сложное взаимосвязанное пространство, в котором нет ни одного коридора, а из одной комнаты в другую можно перейти по небольшим лесенкам. Двухэтажный прозрачный особняк имеет внутренний металлический каркас, который удерживает пять половинчатых уровней, — на каждом в шахматном порядке расположены по две изолированные друг от друга комнаты. В то же время комнаты на соседних уровнях словно перетекают друг в друга, из-за чего пространство не давит на обитателя.

 

 

«Вертикальный стеклянный дом»

ГДЕ: Шанхай, Китай

АРХИТЕКТОРЫ: Atelier FCJZ

Фото: Atelier FCJZ / Archdaily.com. Изображение № 16.Фото: Atelier FCJZ / Archdaily.com

Четырёхэтажный стеклянный дом — не столько жильё, сколько арт-объект. Авангардное здание было придумано 22 года назад, но построено лишь в нынешнем году как часть шанхайского культурного биеннале современного искусства, организованного частным музеем Лун. В нём всё неправильно: глухие бетонные стены с узкими щелями окон и стеклянные полы на каждом этаже. Это создаёт необычное ощущение пространства: все комнаты визуально связаны, здание просматривается насквозь, и из любого места видно небо. Вся мебель уникальна и является частью архитектурной инсталляции.

 

 

«Дом для деревьев»

ГДЕ: Хошимин, Вьетнам

АРХИТЕКТОРЫ: Vo Trong Nghia Architects

Фото: Hiroyuki Oki / Archdaily.com. Изображение № 19.Фото: Hiroyuki Oki / Archdaily.com

За последние несколько лет вьетнамские архитекторы из бюро Vo Trong Nghia сделали себе имя на соединении городского и природного окружения. Мегаполисы Юго-Восточной Азии сталкиваются со всеми трудностями ускоренной урбанизации: загрязнением воздуха и воды, плохим планированием и скученностью, недостатком общественных пространств и социальной инфраструктуры. В Хошимине меньше 1 % городской территории занято зелёными насаждениями — дети перебравшихся в мегаполис крестьян даже не представляют, как выглядит традиционное земледелие.

В прошлом году бюро предложило решение этой проблемы, соединив детский сад и ферму: в напоминающем ленту Мёбиуса здании 500 детей работников обувной фабрики учатся ухаживать за растениями. А в 2014 году Vo Trong Nghia создали «Дома для деревьев»: пять зданий в густонаселённом районе Хошимина буквально превращены в огромные кадки с толстым слоем почвы на крыше. С помощью этого приёма архитекторам удалось объединить личное и общественное пространство и гуманизировать окружающую среду. Благодаря использованию натуральных местных материалов — дома выполнены из кирпича и бетона на каркасе из бамбука, — удалось уложиться в скромный бюджет в 150 тысяч долларов.