Церковь как инсталляция

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 1.

Reading Between the Lines — название небольшой часовни, построенной бельгийским дуэтом архитекторов Gijs Van Vaerenbergh неподалёку от Лимбурга. Необычная церковь собрана из стальных модулей, которые образуют частично проницаемую ажурную кладку. В зависимости от точки наблюдения церковь то растворяется в воздухе, то выглядит монолитной. Впрочем, никакой особой функции здание не имеет — это лишь эффектная инсталляция.

АРХИТЕКТОР:

Gijs Van Vaerenbergh

ГДЕ:

Лимбург, Бельгия

 Временная церковь

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 2.

Лауреат Притцкеровской премии 2014 года Шигеру Бан — мастер временной архитектуры. Он обожает строить дешёвые дома из картонных труб для беженцев и пострадавших в стихийных бедствиях. Год назад в новозеландском Крайстчёрче по его проекту была открыта лёгкая церковь. Город пережил серьёзное землетрясение, в результате которого был разрушен исторический собор. Строительство нового каменного здания может занять долгие годы, поэтому местный муниципалитет решил создать временное место для собраний. Здание Бана простоит 15 лет, а после будет переработано.

АРХИТЕКТОР:

Шигеру Бан

ГДЕ:

Крайстчёрч, Новая Зеландия

 Церковь как достопримечательность

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 3.

Каждый год находящийся за полярным кругом небольшой норвежский город Алта привлекает тысячи туристов, желающих увидеть северное сияние. Новый городской храм, открытый в 2013 году, должен лишь увеличить их число: общественное здание сразу возводилось как визитная карточка посёлка, и его изгибающаяся форма навеяна природным явлением. Необычная башня имеет высоту почти в 50 метров.

АРХИТЕКТОР:

SHL

ГДЕ:

Алта, Норвегия

 Церковь как общественное пространство

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 4.

Новый урбанизм как он есть: открытая пару лет назад деревянная «Часовня тишины» в центре Хельсинки выглядит как эффектный объект уличного дизайна, дополняющий общественные пространства в районе Кампи. Это не только церковь: по замыслу K2S Architects, в часовню можно просто зайти и передохнуть между делами, устроить встречу или, в случае трудной ситуации, получить помощь социальных работников.

АРХИТЕКТОР:

K2S

ГДЕ:

Хельсинки, Финляндия

 Церковь как шоу

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 5.

Хрустальный собор в пригороде Лос-Анджелеса работы ныне покойного классика американской архитектуры Филипа Джонсона — не просто церковь или гигантский зал собраний на три тысячи посетителей. Это скорее полная десакрализация веры и воплощение религии в виде шоу. С момента открытия огромного здания из стекла и металла в 1980 году отсюда велась трансляция протестантской программы «Час силы». Правда, в 2011 году здание было куплено у обанкротившейся общины Реформатской церкви за 60 миллионов долларов римско-католической епархией города Оринджа, и к 2016 году здание будет перестроено.

АРХИТЕКТОР:

Филип Джонсон

ГДЕ:

Лос-Анджелес, США

 Церковь как место уединения

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 6.

Швейцарский минималист и обладатель Притцкеровской премии Петер Цумтор обожает очень долго и педантично создавать минималистичные, но очень эмоциональные пространства. Часовня брата Клауса в сельской местности неподалёку от границы Германии и Бельгии внешне выглядит как неряшливо выполненная силосная башня. Но внутри постройка напоминает пещеру с обожжёнными стенами, в которую проникает свет из неровного отверстия в крыше. Цумтор развил эффект церкви света другого притцкеровского лауреата, японца Тадао Андо, создав место уединения, где можно ощутить близость сакрального.

АРХИТЕКТОР:

Петер Цумтор

ГДЕ:

Мехерних, Германия

 Церковь как светское здание

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке. Изображение № 7.

Открытая пару лет назад свадебная часовня при курортном отеле под Хиросимой — пример ритуального здания, которое вполне может обойтись и без религиозной окраски как таковой. С высоты башни, состоящей из двух закрученных спиралей, открывается эффектный вид на море, а сама форма постройки символизирует устойчивость брачного союза. В основании часовни находится зал на 80 посетителей.

АРХИТЕКТОР:

NAP

ГДЕ:

Хиросима, Япония

   

Фотографии: Filip Dujardin (1), Bridgit Anderson (2), Adam Mørk (3), Marko Huttunen (4), Samuel Ludwig (6), Koji Fujii / Nacasa & Partners Inc (7) via Archdaily.com, The Crystal Cathedral (5) via Shutterstock.com