Здание Государственного банка на Большой Покровской — одно из самых серьезных в городе по своему статусу и в то же время едва ли не сказочное по своему облику. Это замечательный образец неорусского стиля, шедевр, который наравне со Строгановской церковью привлекает в Нижний ценителей архитектуры. Сейчас здесь размещается Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации.

Фотографии

илья большаков

«Золотой карман»

Постоянное отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде было открыто еще в 1868 году — Нижний оправдывал свое звание торгового города, и временной конторы, работавшей на Ярмарке, было недостаточно. Только в 1880 году оно въехало в собственное здание на Осыпной улице (ныне улица Пискунова), а в 1910 году было решено построить специальный комплекс на пересечении Большой Покровской и Грузинской улиц. В конкурсе на лучший проект приняли участие Владимир Покровский, Алексей Щусев, Федор Шехтель, Александр фон Гоген, Лев Ильин и Николай Вешняков. Первую премию получил Покровский.

Приближался 1913 год — 300-летие царской династии, и строительство здания посвятили этому событию. Николай Полянский, возглавлявший Нижегородское отделение, писал управляющему Государственным банком: «Ввиду того что сооружение его приурочено к 300-летнему юбилею благополучно царствующего императорского дома Романовых, некоторое изящество в его постройке, по моему глубокому убеждению, не только допустимо, но даже обязательно». 17 мая 1913 года Николай II посетил новое здание. В Первую мировую войну оно стало одним из основных хранилищ золотого запаса империи.

В советские годы насыщенный символами царской России комплекс понес на удивление мало потерь. Чуть было не уничтожили каменный герб на фасаде, но архитектурное сообщество того времени во главе с Александром Яковлевым сумело его сохранить, объяснив техническими сложностями создание новой композиции. Сегодня в этом здании есть музей, где можно ознакомиться с подробной историей работы Нижегородского отделения, увидеть личные вещи Полянского и узнать, чем угощали почетных гостей на торжественном обеде в честь открытия банка.

Мастер стиля

Владимир Покровский к этому времени уже был признанным мастером неорусского стиля. Автор таких оригинальных построек, как Покровская церковь в селе Пархомовка, Петропавловского храма на Шлиссельбургских пороховых заводах (не сохранился), храма-памятника в Лейпциге, он виртуозно владел приемами синтетической стилизации. Вдохновленный архитектурными памятниками прошлого, создавал самобытные художественные произведения.

Банковский комплекс включает главный корпус, фасадом обращенный на Покровку, жилой флигель для служащих по Грузинской улице, соединенный с главным зданием крытой галереей, часовую звонницу и ограду с коваными воротами. Практически за каждой деталью можно обнаружить отсылку к образам древнерусской архитектуры и народного творчества. Фантазия Покровского как художника создала сказочный мир суровых грифонов и двуглавых орлов, мечтательные лики крылатых воинов и золоторогих оленей. Официальная символика, в изобилии украшающая фасады главного здания, — гербы Российской империи, рода Романовых и Нижегородской губернии, — вариациями в исполнении и повторяемостью превратилась в декоративный мотив и только усилила впечатление сказочного облика этого сооружения. Покровский продумал все детали — от оригинального силуэта постройки до формы дверных ручек. Он также выполнил эскизы столов, стульев, скамеек, дверей, резных деревянных панелей, светильников.

Фасад здания с трех сторон облицован уральским гранитом. Покровский настаивал на облицовке и дворового фасада, но это существенно повышало стоимость проекта. Первоначально камень имел белый цвет, и участвовавший в разработке проекта архитектор Государственного банка Роман Голенищев беспокоился, что из-за этого «архитектура и вообще природа этого материала не улавливаются и как бы пропадают», но выразил надежду, что под действием ветра, дождя и солнца природа камня со временем проявит себя в полной мере. Действительно, камень поменял свой цвет. К празднованию 100-летия здания банка в 2013 году стены его были очищены, что снова сделало камень белым.

Птица сирин и всадники на розовых конях

Когда речь заходит о росписях внутри банка, обычно упоминают лишь Ивана Билибина. Но главный сказочный художник России подготовил эскизы только для двух залов. Все остальные росписи исполнены по эскизам братьев Георгия и Николая Пашковых. За образец было взято убранство царских и боярских палат, что связано не столько с датой начала царствования Романовых, сколько с общим замыслом архитектора и интересом к национальной культуре.

При входе в банк сразу попадаешь в необычное пространство. Затейливые узоры растительного орнамента, двуглавые орлы, гербы городов, круг синего неба с солнцем и звездами, изображения четырех стихий — все эти мотивы художники почерпнули из XVII века, которое Билибин назвал «очаровательным сказочным временем в отношении художественного творчества».

Направо деревянные двери, обрамленные резными панелями, ведут в залы мелкого кредита и сберегательной кассы. Здесь даже прорези вентиляционных решеток образуют силуэт сказочной птицы сирина. На второй этаж ведет парадная лестница, украшенная многоцветными изразцами и фонарями, стилизованными под светильники XVII века, которые использовали в церковных процессиях.

Наиболее интересны росписи двух аванзалов второго этажа, которые условно можно назвать залом времен года и залом металлов. Изображение солнца, луны и знаков зодиака было традиционным для царских и парадных палат. А фигуры, олицетворяющие собой времена года, широко встречаются в книжной миниатюре. Например, подобным образом была украшена Золотая палата царского дворца в Москве. В зале с аллегорическими фигурами, символизирующими металлы для чеканки монет, можно заметить авторскую подпись художника Георгия Пашкова.

Направо — кабинет руководителя, бывший зал Учетного комитета, украшенный росписями по эскизам Билибина и изразцовой печью.

Самое сильное впечатление производит главный операционный зал. Эффект внезапного перехода из полутемного аванзала в залитое светом огромное помещение, по-видимому, был тщательно продуман архитектором. Специальные конструкции, которые позволили создать ощущение почти невесомых сводов, были изготовлены на Сормовском заводе. Росписи по эскизам Билибина выглядят как раскинутое над залом узорное полотно. И здесь официальная символика превратилась в декоративный мотив. Львы, сирины, всадники на розовых конях, фигурные вазы с многоярусными побегами-деревьями, цветы-короны, гербы городов, лики солнца и луны — геральдические фигуры и символы власти перемешались с диковинными существами и предметами. Вот в таком окружении протекают рабочие будни банковских служащих.