В Петербурге выбирают лучший проект нового музея «Оборона и блокада Ленинграда». В шорт-листе — девять проектов (пять из них петербургские, один — московский, еще три — от европейских архитектурных бюро). Музей должен появиться на Смольной набережной — на стрелке Невы западнее Смольного монастыря, рядом со все еще планирующимся Орловским тоннелем. Победителя конкурса назовут 8 сентября. А до 10 сентября в Конюшенном ведомстве проходит выставка проектов (вход бесплатный). Также проекты можно увидеть на сайте комитета по градостроительству и архитектуре — там же запустили голосование за лучший проект по версии жителей (можно лишь догадываться, учтут ли в итоге их мнение).

The Village рассказывает о каждом из девяти проектов Музея блокады.

«Студия 44» (Петербург): шесть башен на поверхности

Проект «Студии 44» Никиты Явейна (Ладожский вокзал, Академия танца Бориса Эйфмана и так далее) называется «Выстоявший город». Визуально он представляет собой несколько блоков на круглой лестничной поверхности музея. Первый блок — «Голод» — башня с единственный витриной, в которой выставлен кусок хлеба. Второй блок, «Огонь», с зависшими прямо над посетителями бомбами (под этим блоком находится небольшое пространство бомбоубежища, в которое можно спуститься по лестнице). Далее следует блок «Скорбь» — башня с многочисленными портретами. В блоке «Быт», разбитом на несколько этажей, представлена блокадная повседневность: от типовой квартиры до социальных учреждений. В башне «Культура и наука», также разбитой на тематические блоки, — музыка, архитектура, а еще почему-то несколько видов промышленности (которая более подробно представлена в следующем блоке — «Производство»).

Snøhetta (Норвегия): террасы, вертикальная экспозиция и капустное поле

Архитектурное бюро Snøhetta из Норвегии предложило музей-парк: «Парк задуман и как мемориальный ландшафт, и как музейная экспозиция под открытым небом». В проекте — сети дорожек, разнообразие рельефа (в макете, например, сразу обращает на себя внимание поле с капустой — отсылка к блокадному огороду на Исаакиевской площади), павильоны разных габаритов и пропорций, основное многоструктурное здание с внутренними дворами, открытые террасы, вертикальная постоянная экспозиция («Путешествие через 872 дня блокады»). «Посетители просто идут следом за светом вверх — выше и выше, завершая путешествие на просторной террасе на крыше, откуда открывается потрясающий вид на мемориальный парк и реку Неву».

«Архитектурная мастерская Мамошина» (Петербург): крепость и десятиконечная звезда

Проект мастерской Михаила Мамошина, по замыслу авторов, отсылает к «метафоре крепости, окруженной рвами-каналами». В проекте сделали акцент на числовые символы. Так, круглый объем музея обрамляет колоннада, символизирующая 29 месяцев блокады (авторы считают, что она напоминает Стоунхендж), а на фасаде — 872 оконных кессона (по количеству дней блокады). Музейная зона представляет собой пять уровней (два из них — поземные). Мемориальная состоит из зала памяти с метрономом-обелиском, мемориального пандуса и стены памяти. Крыша выполнена в форме десятиконечной звезды. Итоговая высота здания — 20 метров. Главный вход в музей воплощает «пространственную метафору разорванного кольца». Проект предполагает подземный пешеходный переход через Смольную набережную и швартовку воссозданных кораблей Балтийского флота (периода блокады).

Thomas Herzog Architekten (Германия): подземные этажи, расширяющаяся крыша и ржавая сталь

Немецкое бюро Thomas Herzog Architekten предложило проект масштабного музейного здания, окруженного парком. Характерные элементы: расширяющаяся крыша, фасад из ржавой стали, три подземных и четыре надземных этажа, «высокая энергетическая и экономическая эффективность здания за счет концепции строительства (расположение большого объема здания под землей, освещение через остекленные поверхности фасада к промежуточному температурному пространству)».

«Земцов, Кондийан и партнеры» (Петербург): прорыв кольца блокады

В проекте, подготовленном под руководством Юрия Земцова, акцент также сделан на метафору «кольца блокады». В основе композиции — взаимодействие двух объемов — пологого холма, который кольцом охватывает музейное здание. По замыслу авторов, «мощный объем» здания прорывает «это блокирующее окружение». Само музейное пространство решено в виде «непрерывной ленты» под уклоном и распластано «под тяжестью нависающих плит покрытия». Резюме короткого описания проекта: «Посетитель сможет почувствовать мучительную длительность блокадного времени, голода, бомбардировок, постоянных обстрелов».

Lahdelma & Mahlamäki (Финляндия): спираль, монументальная лестница и крыша с лугом

Проект финских архитекторов пока выглядит одним из самых проработанных. Это музейно-выставочный комплекс с общественным парком, на территории которого расположено два мемориала: «Мемориал героев Ленинграда» и «Площадь свидетельств». Предполагается, что здание центра будет скрываться под искусственной насыпью, на крыше которой расположится луговое покрытие. Главный архитектурный элемент композиции — спираль, «символизирующая историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни». Внутреннюю организация музейного пространства в Lahdelma & Mahlamäki предлагают, соответственно, полностью подчинить идее спирали — в здании запланирована монументальная лестница, расположенная в самом центре здания: «Пространства музея образуют хронологическую последовательность. Основная выставка, расположенная на самом нижнем уровне, детально рассказывает историю блокады Ленинграда. Выставочная площадь на открытом воздухе и верхняя часть спирали открывают перед посетителем вид на город сегодня и его будущее». Фасад здания планируют покрыть металлической сеткой с эмалью и позолотой.

«А.Лен» (Петербург): простое здание со светлым фасадом

В архитектурном бюро «А.Лен» предложили простой вариант музейного комплекса. В центре его предлагают выстроить атриум с авиационной техникой и прочими крупногабаритными экспонатами. Основную часть постоянной экспозиции — разместить на минус первом уровне (это объясняют удобством для маломобильных групп и лучшей сохранностью экспонатов). На первом уровне будут кассы, контроль, гардероб и магазин, а также зона для делегаций. На втором этаже — открытая для посетителей часть научно-исследовательского центра и образовательный центр. Фасады решены в светлых тонах, облицовка — «плиты архитектурного бетона, приближенные по цвету и фактуре к юрскому известняку». На крыше предполагается амфитеатр с экспозицией под открытым небом.

Проектный институт «Арена» (Москва): стеклянный куб и смотровые площадки

Проектный институт «Арена» из Москвы предложил не самую практичную для петербургских условий конструкцию: четырехэтажный стеклянный куб, окруженный по кругу щитами. Внутри — незамысловатое классическое предложение: постоянная экспозиция, открытая галерея, зоны экспозиций Института памяти, библиотека и зона приемов. Не обошлось и без большой смотровой площадки.

«Архитектурная мастерская Романова» (Петербург): спираль как путь к Победе

Макет напоминает врезанные друг в друга параллелепипеды — авторы называют это «объемами здания сакральных очертаний и супрематического прочтения». Цвет отделки — как у Пискаревского мемориала. Музейное пространство организовано в виде спирали, символизирующей «путь к Победе и миру»: экспозицию предполагается обустроить по хронологическому принципу вдоль кольца. Под открытым небом — «строгий памятный зал» в виде городского двора. В центре композиции авторы хотят видеть 900 гильз-свечей «в окружении символических теней погибших ленинградцев и защитников города». Рядом с музеем архитекторы предлагают мемориальный парк с экспозицией военной техники.


Фотографии: Правительство Санкт-Петербурга