20 ноября под Екатеринбургом, в мемориальном комплексе на 12-м километре Московского тракта, открыли «Маски скорби» — монумент скульптора Эрнста Неизвестного, посвященный жертвам политических репрессий. Трехметровые «Маски», отлитые в бронзе, должны были появиться на этом месте еще 30 лет назад и стали первым шагом в работе над большим мемориалом. The Village вместе с главным архитектором бюро «Гордеев — Демидов» Никитой Демидовым разобрался, что символизируют «Маски скорби» и какой смысл при жизни в них вкладывал сам автор.

Текст: Никита Демидов

О ком скорбят «Маски»

В годы сталинских репрессий, за неполные 1937-й и 1938-й, в подвалах свердловского НКВД на Ленина, 17, расстреляли около 20 тысяч человек. Порой планы по расстрелам, исходившие от народного комиссариата, даже перевыполняли — за одну ночь там могли уничтожить до 400 человек.

Почему памятник поставили на 12-м километре Московского тракта

Тела погибших от расстрелов в Свердловске свозили на пустырь, прилегавший к спортивному комплексу «Динамо», который принадлежал НКВД и — впоследствии — МВД. В конце 80-х рядом начали строить Новомосковский тракт: во время строительных работ обнаружили сначала два десятка, а после сотни тел. Спустя несколько лет на этом месте построили первый мемориальный комплекс.

Каким был первый памятник

В октябре 1996 года на 12-м километре открыли мемориальный комплекс с музеем по проекту архитектора Артура Булыгина, который существует до сих пор. В первом проекте доминантой комплекса стал крест. Новый проект мемориала с «Масками скорби» Эрнста Неизвестного выполнило бюро «Гордеев — Демидов». Архитекторы активно советовались с Артуром Булыгиным, сотрудничали с главным художником Екатеринбурга Дмитрием Фогелем и согласовывали проект непосредственно с Эрнстом Неизвестным.

Почему «Маски» установили с опозданием в 30 лет

В 1962 году Никита Хрущев назвал работы Неизвестного «дегенеративным искусством». Сразу после этого скульптора исключили из Союза художников, и до своего отъезда из страны он не мог работать по профессии. Работу над «Масками» Эрнст Неизвестный начал в иммиграции, в конце 80-х. Он рассчитывал, что памятник высотой 15 метров найдет свое место в парке XXII Партсъезда — на нынешней территории возле Дворца молодежи.

24 апреля 1990 года власти Свердловска подписали с Неизвестным договор о создании мемориала. Он даже получил свой гонорар — 700 тысяч долларов США, которые поручил передать на подготовку рабочих моделей и строительство скульптуры. Работа над архитектурой мемориального комплекса досталась бригаде Юрия Тычкина из мастерской архитектора Виталия Лоскутова.

Работа над монументом шла полным ходом, когда ей помешали политические изменения в стране. Проект приостановили из-за отсутствия финансирования, гипсовые модели были распилены и почти безвозвратно потерялись где-то в Челябинске. Когда власти вернулись к разговору о памятнике, решили перенести его на 12-й километр Московского тракта.

Что говорил о проекте Эрнст Неизвестный

В архивах Бориса Демидова сохранилась запись, на которой сам Неизвестный рассказывал в интервью Первому каналу о значении монумента, посвященного жертвам политических репрессий. «Уже после того, как я пожил в разных городах России и Советского Союза, а сейчас — и мира, я должен сказать, что мой город — особый. И ситуация, среда в этом городе, практически неповторима. Это граница Европы и Азии. Недалеко от этого города, Свердловска, есть, как говорится, верстовой столб: я одной ногой стою в Европе, а другой — в Азии, — рассказывал Неизвестный. — Я не хотел называть монумент в Свердловске в память жертв сталинских репрессий, потому что и культ личности, и репрессии сужали тему. Я называл его памятником жертвам утопического сознания».

Что изображено на памятнике

На «Масках» изображены лицо Азии, которая взглядом обращена в Европу, и Европы, обращенной лицом в Азию. С обратной стороны каждой маски тоже видно лицо: если смотреть на Европу, то видно, что рядом находится азиатское лицо, и наоборот. Чтобы сравнительно небольшой памятник было видно с дороги, архитекторы установили его ближе к проезжей части и под небольшим углом.

Как изменился проект Неизвестного

Чтобы установить монумент, архитекторам пришлось пойти на компромисс и изготовить вместо памятника высотой 15 метров трехметровые маски. По словам Бориса Демидова, из-за отказа от первоначального размера создатели отказались и от многих деталей. «Сначала предполагалось, что на обратной стороне масок, поверх углубления, будет стоять православный крест, а его освещение будет направлено внутрь. Таким образом маска светилась бы изнутри и создавала определенный настрой. Потом Неизвестный отказался от креста и решил заменить его на решетку, за которой будет видна обратная сторона лица. Но от этой идеи тоже пришлось отказаться из-за размера. В итоге маски оставили такими, как есть, без деталей», — рассказывает архитектор.

Что будет после «Масок»

Сейчас на 12-м километре Московского тракта, на площади мемориального комплекса, стоит двухэтажное здание, которое постепенно приходит в негодность. Архитекторы, установившие «Маски скорби», разработали новый проект всего мемориального комплекса: начиная от ступеней и основания монумента и заканчивая проработкой освещения. Кроме того, они создали проект нового здания музея жертвам репрессий и оформления территории самих захоронений. Многое из запланированного уже одобрили власти. Как признается Борис Демидов, после обновления мемориального комплекса и музея он хотел бы разработать проект пути памяти от здания на проспекте Ленина, 17, где велись расстрелы, до самого комплекса на 12-м километре Московского тракта.


Обложка: Донат Сорокин/Интерпресс/Тасс, 1, 2 – бюро «Гордеев — Демидов»