В этом месяце жители Киева неоднократно получали возможность прочувствовать, что такое 10-балльные заторы. Актуальную информацию о загруженности дорог предоставляет интернет-сервис «Яндекс.Пробки». The Village узнавал, как в «Яндексе» узнают о ситуации на дорогах, обратившись к аналитику этой компании.

 

Есть вопрос: Как «Яндекс.Пробки» узнаёт о ситуации на дорогах?. Изображение № 1.
Денис Ткалич

Аналитик компании «Яндекс.Украина»

 

Основную часть данных мы получаем в автоматическом режиме от пользователей мобильных приложений «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор». Если пользователь согласился передавать нам данные (поставил соответствующую галочку в приложении), то каждые несколько секунд устройство с помощью GPS передаёт свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему «Яндекс.Пробок». Естественно, все данные анонимны: мы не можем  по ним

 определить, о каком человеке или автомобиле идёт речь. Мы знаем только скорость, координаты и направление движения некой точки. Таким образом, мы автоматически собираем данные многих пользователей (в Киеве, например, это десятки тысяч людей). По каждому пользователю программа-анализатор строит единый маршрут движения с информацией о скорости его прохождения — трек. Треки поступают не только от частных водителей, но и от машин компаний-партнёров «Яндекс» (организаций с большим парком автомобилей, курсирующих по городу).

 

 

 

 

чем больше пользователей передают данные о своём движении, тем точнее будет информация о пробках

 

 

 

 

Чтобы правильно воссоздать картину загруженности дорог, необходимо проверять, соответствует ли трек ситуации на участке. Ведь пользователи мобильных «Яндекс.Карт» могут останавливаться или замедлять движение не из-за затора, а, например, чтобы купить что-нибудь в киоске или не пропустить малозаметный поворот. И если мимо свободно едут ещё несколько автомобилей с мобильными устройствами, такой трек будет отсеян алгоритмом, потому что не отображает реальную загруженность участка. Соответственно, чем больше пользователей передают нам данные о своём движении, тем точнее будет информация о пробках.

После объединения проверенных треков алгоритм анализирует их и выставляет «зелёные», «жёлтые» и «красные» оценки соответствующим участкам дорог. Эта схема отрисовывается на слое «Пробки Яндекс.Карты» — и в мобильном приложении, и на веб-сервисе.

Помимо своих координат автомобилисты могут сообщать сервису дополнительную информацию об авариях, ремонтных работах или других дорожных неприятностях. Для этого нужно поставить соответствующую точку в мобильных «Яндекс.Картах».

 

 

 

 

Для каждого из городов шкала баллов настроена по-разному

 

 

 

 

В Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и ещё нескольких крупных городах, где пробки стали уже непобедимым явлением, сервис «Яндекс.Пробки» оценивает ситуацию по 10-балльной шкале. Для каждого из городов шкала баллов настроена по-разному: то, что в Москве — небольшое затруднение, в другом городе — уже серьёзная пробка. Например, в Санкт-Петербурге при шести баллах водитель потеряет примерно столько же времени, сколько в Москве при пяти.

Кстати, не так давно на улицах Киева появились экраны с информацией от «Яндекс.Пробки». Они показывают загруженность на ближайшем участке дороги и примыкающих улицах. Экраны расположены около стадиона «Динамо» и ТРЦ «Арена-Сити», на пересечении улицы Саксаганского с улицей Шота Руставели, а также на Бессарабке.