По российскому законодательству любую покупку можно вернуть или обменять. Кроме этого, каждому покупателю обязаны выдавать кассовый чек. Эти правила не всегда соблюдаются не только в небольших частных компаниях. Главный городской перевозчик ГУП «Петербургский метрополитен» обходит их каждый день. Кассовые чеки, как известно, в метро не дают. А кассиры на попытку сдать купленный жетон советуют продать его с рук.  The Village выяснил, почему так происходит и может ли горожанин отстоять свои права на возврат жетона. 

 

Можно ли вернуть жетон обратно
в кассу метро?

 

  

Есть вопрос: Можно ли вернуть жетон обратно в кассу метро?. Изображение № 1.
Никита Харитонов

председатель правления Общества защиты прав потребителей Санкт-Петербурга «Потребительский альянс»

Согласно правилам метрополитена*, проездные билеты и разовые проездные билеты (то есть жетоны) возврату и обмену не подлежат, деньги за них, в том числе за неиспользованные поездки, не выплачиваются. На сайте системы «Подорожник» содержится аналогичная информация, и указано, что возврат средств, внесённых в качестве пополнения ресурса, не предусмотрен.

Иное правило установлено Законом РФ «О защите прав потребителей». Согласно этому правилу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Таким образом, потребитель вправе отказаться от использования услуг метрополитена и потребовать возврата уплаченных за проездной билет денежных средств (независимо от вида проездного билета), компенсировав исполнителю фактически понесённые им расходы, связанные с оказанием услуги.

Грубо говоря, пассажир метро должен заплатить только за тот объём услуг по перевозке, которым он фактически воспользовался. Если кассир отказывается возвращать потраченные на жетон или БСК деньги, необходимо обратиться в ГУП «Петербургский метрополитен» с письменным требованием о возврате денег, а также с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Для снятия денег, зачисленных на электронный кошелек, действует то же правило. Если у пассажира нет более необходимости пользоваться услугами того или иного перевозчика, платить за них он не обязан.

О кассовых чеках

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ** организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчёты или расчёты с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчётности.

Однако согласно п.3 ст.2 указанного закона, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчёты или расчёты с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники. В том числе при продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. Таким образом, при продаже проездных билетов и жетонов кассир не обязан выдавать потребителю кассовый чек или бланк строгой отчётности, в том числе и по его требованию. Следует отметить, что это не лишает потребителя каких-либо установленных законом прав, а доказать в случае необходимости факт приобретения проездного билета у конкретного перевозчика и его стоимость не составит большого труда с помощью иных средств доказывания (например, выписки, которую могут сделать в кассе).

  

Есть вопрос: Можно ли вернуть жетон обратно в кассу метро?. Изображение № 2.

Юлия Щавель

Пресс-секретарь метрополитена

Кассовый учет проданных жетонов в метрополитене существует, но он выполняется без применения контрольно-кассовой техники. Каждый проданный жетон отражается в кассовой отчетности. Количество реализованных жетонов определяется из разности выданных кассиру под отчет для реализации и возвращенных нереализованных жетонов.

Попросить у кассира чек нельзя, но можно запросить справку о стоимости приобретенного проездного билета или жетонов, в которой будет указано: номер справки, дата выдачи справки, номер и название проездного билета, срок действия и стоимость проездного билета (для жетонов – количество и стоимость). Справки печатаются на бланке метрополитена и заверяются штампом станции и подписью старшего оператора кассы станции. Указанные справки принимаются бухгалтериями всех предприятий Санкт-Петербурга. Для проверки достоверности справки предприятие может направить запрос в метрополитен с указанием номера справки.

  

Кассир в метро

Нет, жетон назад отдать нельзя. Продайте ему тут кому-нибудь, если очень нужно. Вы что, мне перечить будете? Какое федеральное законодательство? Жетоны возвращать нельзя. У нас такой закон. 

  

 

* П.1.11 Порядка обращения проездных билетов, утверждённого распоряжением Комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 N 31-р «О видах проездных билетов и порядке их обращения»

** «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт»