У супермаркетов при всех их плюсах есть один существенный недостаток. Если не слишком ловкие покупатели роняют, разбивают или портят товар, это всегда приводит к конфликтам с администрацией. О том, как вести себя, если вы попали в такую ситуацию, мы спросили в Обществе защиты прав потребителей.

 

Что делать, если испортил вещь
в супермаркете?

 

  

Есть вопрос: «Что делать, если испортил вещь в супермаркете?». Изображение № 1.

НИКИТА ХАРИТОНОВ

председатель правления Общества защиты прав потребителей Санкт-Петербурга «Потребительский альянс»

Если вы что-то разбили в магазине самообслуживания, в первую очередь необходимо определить два существенных момента: по какой причине это произошло (чья в этом вина) и был ли вами оплачен товар на момент его повреждения.

Думаю, что нет смысла вдаваться в правовые тонкости и разъяснять, почему вы должны возместить магазину ущерб, причинённый, скажем, действиями вашего ребёнка, который решил покататься на тележке для продуктов и въехал на ней в витрину со стеклянными бутылками.

В данном случае покупатель как лицо, причинившее вред, обязан возместить причинённый имуществу магазина вред в полном объёме. Если не докажет, что это произошло не по его вине. Потому что совершенно иной случай, если покупатель поскользнулся на только что непредусмотрительно вымытом уборщицей полу и повредил при этом какой-то товар.

В случае если повреждение товара произошло после оплаты на кассе и получения от магазина чека — ответственность за свои вещи покупатель несёт самостоятельно, несмотря на то, что это произошло в помещении магазина. Если, конечно, такое повреждение опять-таки не произошло по вине работника. Кроме этого, существуют нормативы по ширине проходов между прилавками — минимум 1,4 метра. Если это правило нарушается —  вина за магазином.

Совет такой: если вы объективно (а не в силу оказываемого на вас работниками магазина давления) понимаете, что товар повреждён по вашей вине, то можете за него заплатить. Если же понимаете, что это произошло не по вашей вине — вежливо предложите сотрудникам или администрации магазина разрешить этот спор в суде. 

При этом следует учитывать, что обязанности платить за повреждённый товар на месте у вас нет, а обязать это сделать может только суд, даже если вы и виноваты. Также у покупателя нет обязанности передавать работникам магазина какие-либо документы или данные о себе.

Помимо возможных требований со стороны собственника повреждённого имущества в порядке гражданского судопроизводства, законодательством предусмотрена также административная и уголовная ответственность, но только при наличии умысла причинителя вреда.