Некоторые читатели The Village наверняка помнят, как в детстве родители пару раз в год выводили их на ближайшее открытое место посмотреть редкий салют. Это действо было непременным атрибутом праздника, пока количество салютов и фейерверков не стало превышать разумные пределы. Огненные шоу над городом в пятницу и субботу теперь такая же обыденность, как безвкусные торговые центры у каждой станции метро. The Village выяснил, чем можно объяснить такое явление.

 

   

Дирекция массовых мероприятий Департамента культуры Москвы 

Ежегодно Департамент культуры устраивает салюты только на социально значимые мероприятия, такие как День города, Новый год и фестиваль «Лучший город земли», если в его программу входит «Фестиваль фейерверков». В эти дни мы отвечаем за высотные салюты в административных округах и салюты в парках.  

Места проведения утверждены адресным перечнем, поэтому высотные салюты проходят всегда в одних и тех же местах. Все точки и калибровка салютных установок указаны в постановлении правительства от 7 февраля 2014 года № 39-ПП.

На 9 мая и 23 Февраля артиллерийский салют проводит Салютный дивизион. 

Частным образом компания, которая организует салют, пишет заявку в МЧС и ГУВД. Затем они принимают решение. Причины отказа могут быть разными: рядом проходит мероприятие или расположено здание, вблизи от которого запускать фейерверки нельзя, например какое-нибудь посольство.

Все салюты, которые организует Департамент культуры, отличаются один от другого, в том числе по цене. Примерную стоимость назвать сложно, поскольку она зависит от количества залпов и их характеристик. Но средняя цена салюта — от 500 тысяч до миллиона рублей. 

   

Антон Нефёдов

генеральный директор пиротехнической компании «Земля-воздух»

Салюты бывают двух типов — бытовые и профессиональные. Первые — это то, что продают в розницу для самостоятельного использования. Для их запуска есть перечень специально отведённых площадок. Их более сотни в Москве. Но россияне просто незнакомы с законами, а строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. Если бы я был обывателем, я бы не стал заморачиваться с этими точками, а просто бы отстрелял где угодно. Чисто технически это довольно безопасно. Все ограничения значительно завышены. Но это залог хорошей безопасности. 

Второй тип салютов — профессиональные. Их имеют право выпускать только организации с соответствующей лицензией и штатом специально подготовленных людей. Такие салюты необходимо согласовывать с МЧС. Для этого компания подаёт заявку с картой, датой и временем планируемого салюта. Дальше МЧС или согласует, или накладывает какие-то ограничения. Например, запускать заряды не более какого-то калибра, сместить точку запуска или организовать присутствие пожарного расчёта. Согласование занимает не больше 21 дня. 

Отказывают, если предлагаемое место однозначно не подходит для проведения салюта. Такое случается, если, например, это трасса федерального значения, по которой часто ездят первые лица государства. В остальных случаях МЧС не имеет права отказать. 

На рынке пиротехники есть разные компании. Те, что покрупнее, тяготеют к городским мероприятиям. Те, что поменьше, как наша, — к частным. Процентов 70–80 наших заказов — это свадьбы в летний период. Мы постоянно заняты и в Новый год на корпоративах. Третьи по популярности — заказы на юбилеи и значимые семейные события. Определить социальную группу тех, кто любит заказывать салюты, очень сложно. Даже на самые скромные свадьбы люди иногда зовут нас устроить салют или огненное шоу.

   

Иллюстрация: Настя Яровая