На днях клиенты Uber массово пожаловались на сбой в системе навигации сервиса. По их словам, некоторые поездки в центр Москвы отображаются в программе как трансфер до аэропорта Внуково с соответствующим тарифом. С подобной проблемой столкнулись и в The Village. Поздно вечером в субботу один из сотрудников редакции пытался уехать с Большой Полянки, а приложения Uber, Gett и «Яндекс.Такси» упорно видели точку отправления маршрута на территории Внукова. В Сети уже появились конспирологические теории: якобы на системы навигации специально насылают помехи из Кремля. В частности, такую версию выдвинул в своём блоге фотограф Илья Варламов.

The Village связался с городскими сервисами такси, а также поговорил с водителем и экспертом в области компьютерных технологий, чтобы разобраться, что же на самом деле происходит с GPS в городе.


Uber

Мы получили несколько вопросов от пользователей по этому поводу. Всю информацию о сбое перенаправили в наш отдел разработки, который рассматривает подобные случаи. Но пока причину происходящего нам выяснить не удалось.

Для всех пользователей, которые к нам обратились, мы сделали перерасчёт поездки в соответствии с её минимальной ориентировочной стоимостью по маршруту. Деньги возвращаются на карту пользователя в течение одного-пяти рабочих дней в зависимости от банка.


Таксист
из Uber

Вечером в субботу, 6 августа, я пытался принять заказ, но GPS мне показывал, что я нахожусь в аэропорту Внуково. Я подумал, что у меня неполадки с интернетом, перезагрузил Wi-Fi роутер, и GPS снова заработал хорошо. Так что эта неисправность GPS была единичным случаем в моей рабочей практике.


Gett

В нашу компанию подобные обращения массово не поступали. При заказе такси местоположение пользователя определяется автоматически на основе данных GPS. Однако всегда есть возможность его скорректировать от руки, а также вызвать такси для кого-то из близких, находясь в другом городе или стране. Обычно пользователи ещё на этапе заказа указывают конечную точку поездки. Но если этого не было сделано, поездка закрывается по прибытию. Если пользователь не согласен с маршрутом или стоимостью поездки, он всегда может обратиться в нашу круглосуточную службу поддержки, а все данные о том, как, с какой скоростью и куда ехал автомобиль, приходят на почту в виде квитанции.

После запуска игры Pokémon GO мы зафиксировали много заказов такси к «покемоньим местам». Я слышала, что гипотетически в Кремле могли включить какие-то глушилки, влияющие на GPS, потому что туда ломятся люди ловить покемонов. Но у нас нет подтверждения этой информации.


«Яндекс.Такси»

До сих пор нам не приходило жалоб по поводу данной проблемы.


Олег Капранов

главный редактор журнала «Мир ПК»
и сайта Dgl.ru

Есть красивая версия о том, что спецслужбы специально создают помехи для систем навигации. Но мы все взрослые люди и понимаем, что это параноидальный бред. Нужно понимать, что системы навигации (GPS и ГЛОНАСС) используются не только водителями такси или владельцами смартфонов, но и огромным числом различных городских и федеральных служб. Трекеры стоят в каждом автобусе и троллейбусе, данные снимаются и передаются московскому департаменту транспорта, а через них — в тот же «Яндекс» для приложения «Яндекс.Транспорт». Стоят системы навигации и в автомобилях специальных служб. Про авиацию я вообще молчу. Так что я не думаю, что кто-то стал бы всерьёз с этим играть. Тем более мы говорим не о постоянном явлении, а о разовых случаях.

Чаще всего подобные ситуации — это сбой, причём на уровне клиентского оборудования или ПО. Полгода назад у меня был случай: через приложение я вызывал такси в район «Артплея», и программа показала мне, что время прибытия машины составляет 60 минут, а машина едет по МКАД. Я отменил заказ, сделал новый, но всё повторилось. И так три раза. Когда я в пятый раз отменил заказ, водитель той самой машины, который как раз остановился возле меня, спросил, зачем я это делаю. При этом приложение продолжало показывать, что он на МКАД. Сбой длился около четырёх часов и был вызван проблемами у агрегатора. Это случается.

Центр Москвы перенасыщен различным оборудованием, в том числе и специальным. По этой причине у нас и мобильный интернет не такой быстрый, да и слепые зоны встречаются частенько. Это данность.

Кроме того, допускаю, что водители увлеклись различным примочками для обмана GPS — это популярный способ получения более выгодных заказов. Вот система и засбоила.


Обложка: Роман Балаев/ТАСС