Пользователи соцсетей и СМИ обратили внимание на то, что 26 марта в топ-5 главных новостей по версии «Яндекса» почти не были отражены антикоррупционные митинги, которые в этот день прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и еще десятках городов России.

События активно освещали почти все интернет-СМИ: велись онлайн-репортажи и лайвы в соцсетях, публиковались фоторепортажи, постоянно обновлялась статистика по задержаниям. Однако топ «Яндекс.Новостей» тем временем показывал, что главными новостями дня являются фестиваль «Ворвись в весну» и то, что «два краснокнижных совенка вылупились в парке „Останкино“».

The Village спросил у основателя издания об интернет-бизнесе Roem.ru Юрия Синодова и специалиста «Яндекса», почему митинги не задерживались в топе поисковика.


Дмитрий Горчаков

представитель пресс-службы «Яндекса»

Сюжеты о митингах выходили в топ несколько раз, началось с потока сообщений из Владивостока. Наш топ все время меняется. При ранжировании сюжетов в «Яндекс.Новостях» учитывается не только количество сообщений в сюжете, но также состав источников, плотность потока информации и время сообщений. Кроме того, учитывается и вес других сюжетов по данной теме. Однако алгоритмы сервиса не объединяют в один сюжет темы, которые отражают разные аспекты события или происходят в разных регионах.

По темам, связанным с митингами, было большое количество сообщений, сюжеты по теме входили в топ, но потом их вытесняли другие сюжеты. Например, один из сюжетов «Антикоррупционные митинги проходят в крупных городах России» находился в топ-5 на главной странице между 12:00 и 13:00. В дальнейшем в топе были и другие сюжеты.

Мы сегодня опубликовали в нашем блоге подробный разбор того, как вчера работали «Яндекс.Новости».


Юрий Синодов

основатель Roem.ru

На мой взгляд, у произошедшего есть две основные причины. Первая: закон о новостных агрегаторах, который с начала 2017 года привел к снижению веса незарегистрированных как СМИ сайтов при составлении сюжетов в «Яндексе». В результате региональная повестка вообще существенно просела. Например, «Яндекс.Новостям» теперь не хватает источников для формирования новостного раздела для Калмыкии или Чукотки.

Вторая: «Яндекс» в целом потерял какое-либо желание вкладывать много ресурсов в «Яндекс.Новости» — они приносят постоянные репутационные проблемы, жрут ресурсы, которые можно нацелить на другие направления. Поэтому «Яндекс.Новости» относительно легко становятся объектом манипуляции с трафиком как со стороны провластных СМИ (относительно новое явление), так и оппозиционных (но это уже тяжелее, чем раньше, поэтому у них возникает недовольство формируемой «Яндексом» картиной дня).

Допиливать алгоритмы, чтобы раз в год избежать критики Навального, «Яндексу» просто неинтересно. Проще отбиться силами PR-отдела раз в год. Mail.ru эту проблему решил просто: трафик с агрегатора (посещаемость которого, кстати, выше чем у «Яндекс.Новостей») продается сайтам провластной направленности, поэтому никто к Mail.ru не имеет никаких претензий: ни разу об этом в публичном поле не видел ни одного высказывания. «Яндекс» же не имеет доходов от распределяемых читателей новостных сайтов и, кроме того, получает проблемы, когда оппозиционеры считают, что им мало налили, или государство считает, что оппозиционерам налили много.

Допускаю, что «Яндекс» в итоге сделает так, что новости будут показываться только тем, кто сам включил их отображение на главной. А может быть, даже начнет продавать трафик из них. Второй вариант менее вероятен, поскольку требует существенной ломки корпоративной культуры.