Один из эсэмэмщиков The Village обратил внимание на то, что ему стало все сложнее вызывать такси Uber от своего дома в спальном районе — водители подолгу не брали заказ, даже если свободные машины показывались на карте. Как оказалось, у него довольно низкий рейтинг, о чем рассказал один из водителей Uber. Причем низким рейтингом он назвал 4,1 по пятибалльной шкале. Редакция разобралась, действительно ли рейтинг пользователя влияет на то, как быстро такси принимает его заказ, и за какие поступки система Uber может «забанить» пассажира.


Никита

водитель Uber

Я смотрю на рейтинг, только когда беру заказ где-то далеко, в спальном районе или в аэропорту. Дело в том, что сам водитель не видит, куда клиент хочет поехать, пока тот не сядет к нему в машину и водитель не нажмет кнопку «Поездка началась». Поэтому, кстати, бессмысленно пытаться определить, какой из двух водителей на парковке — ваш, спрашивая их о конечной точке маршрута.

На карте нам сразу видно, у какого заказа какой рейтинг пользователя. Если у человека рейтинг ниже 2,0 (по пятибалльной шкале. — Прим. ред.) и я в области — скорее всего, я не возьму заказ, потому что это значит, что какой-то косяк по-любому был. Причем если рейтинг нулевой, то не один раз, потому что за один раз так сильно не спустишься. Когда же я работаю в центре, мне плевать на рейтинг, и поездки обычно осуществляются по популярным маршрутам.


Ирина Гущина

директор по коммуникациям Uber в России и СНГ

Рейтинг пассажира не влияет на то, как платформа Uber распределяет заказы: заказ пользователя независимо от его рейтинга направляется ближайшему водителю. Наша служба поддержки не отмечает проблемы отказа водителей от заказов пассажиров с низким рейтингом в России.

Тем не менее мы можем отключить пользователя от платформы в случае грубых нарушений, например мошенничества, физического насилия или домогательств по отношению к водителю.

Рейтинг — это индикатор поведения человека. Возможность обоюдной оценки стимулирует людей придерживаться правил этичного поведения в поездках, быть более вежливыми друг с другом. Каждому приятно иметь высокий рейтинг, поэтому в помощь пользователям мы сформулировали «Кодекс вежливости пассажира».


Эксперт рынка такси-агрегаторов, анонимно

Uber может говорить публично что угодно, но всем агрегаторам важно, чтобы люди продолжали ездить. Этот рейтинг никак не влияет на то, повезут тебя или нет; само приложение у водителя на телефоне не выбирает в приоритете тех пользователей, у кого рейтинг выше. Потому что по факту у водителей нет почти никаких рычагов контроля или защиты. Это всегда игра в одни ворота, если у пассажира плохое настроение или он пьян и ведет себя неадекватно, но если он пожалуется на водителя — сначала заблокируют водителя, а потом уже будут разбираться, если повезет. Хорошо, что у некоторых агрегаторов есть внутренняя линия поддержки для водителей, и через нее можно успеть уведомить агрегатор о ситуации.

Хотя, конечно, нужно уточнить, что внештатные ситуации с пассажирами гораздо чаще происходят в сегменте такси-лоукостеров типа «Везет», «Сатурна», «Максима» и экономкласса «Яндекса». На моей памяти было только два грубых случая, когда агрегатор защищал водителя от пассажира — и в одном из них клиент сел на заднее сиденье, заявил, что только что развелся с женой, достал травмат, приставил к голове водителя и сказал: «Ты сейчас будешь возить меня всю ночь бесплатно». Но, как правило, речь идет об обычном хамстве.

Заблокировать пользователя навсегда технически нельзя: он не проходит какую-либо идентификацию по паспорту — только по телефону, а купить новую симку несложно. А вот водителя можно выкинуть навсегда. Это еще одна иллюстрация того, что водитель никак не защищен.


Алена Балакирева

пресс-секретарь «Gett Такси»

Рейтингов для пользователей у Gett нет. Но у нас прекрасно работает служба поддержки — и в соцсетях, и голосовая. Туда всегда можно обратиться за помощью в решении проблемы как с водителем, так и с пассажиром. Кроме того, у нас есть бонус для лояльных пользователей — скидка для постоянного клиента или статус «короля льва» в системе Gett. Мы выступаем за лучшую коммуникацию между водителем и пассажиром, поэтому иногда даже провоцируем их на диалог: например, выскакивает оповещение «хобби вашего водителя — рыбалка» или «вы с этим водителем уже однажды ехали». А вообще мы призываем всех наших клиентов быть вежливыми, потому что такси — это взаимовыгодная услуга.