Правительство Москвы каждый год проводит велопробеги, марафоны, полумарафоны и другие спортивные мероприятия на улицах столицы. Однако во время занятий спортом мы потребляем гораздо больше воздуха, чем если бы мы просто шли по улице. Некоторые эксперты считают, что вред от активного вдыхания городского воздуха нивелирует пользу тренировок. The Village выяснил, насколько вредно ездить на велосипеде и бегать на улицах Москвы и сокращает ли это продолжительность жизни.

«Вдыхание плохого воздуха, конечно, не устраняет пользу от тренировки, но существенно снижает ее»


Сергей Бабак

профессор кафедры физиатрии пульмонологии лечебного факультета МГМСУ

Вопрос неоднозначный. Если занятия проходят в лесопарковой зоне, то они, конечно, безвредны. А если вдоль автомобильных дорог, то организму наносится существенный урон, потому что при физической активности и при беге в частности требуются огромные объемы воздуха для поддержания газообменной функции организма. Чем больше объем, тем выше шанс попадания в легкие нехороших частиц. Подчеркну, что вред организму наносится не из-за нагрузки, а из-за качества воздуха вдоль трасс. Вдыхание плохого воздуха, конечно, не устраняет пользу от тренировки, но существенно снижает ее.

Бегать нужно по специальным дорожкам, а тренироваться вокруг автомобильных дорог — это полная бессмыслица. В центре Москвы, к сожалению, нет нормальных условий для бега: слишком много трасс и машин. Уж лучше заниматься на беговой дорожке в зале. Воздух Москвы не катастрофически плох, он имеет свои особенности, но все-таки он движется, и город проветривается, поэтому существенных токсических выбросов в нем нет.

Невозможно уверенно сказать, что активное вдыхание грязного воздуха укорачивает жизнь. Больших исследований на эту тему не проводилось, маленькие были, но они не показательны, поэтому я не могу сказать, что, бегая вдоль дорог, вы будете жить меньше.

«Если не бегать по Тверской или Садовому, то все не так плохо»

Денис Олисов

декан факультета института здоровья и реабилитологии НГУ им. Лесгафта

Конечно, условия мегаполиса не способствуют оздоровлению, но любому офисному работнику, да и не офисному, да и вообще любому человеку необходима физическая активность.

Если не доводить ситуацию до абсурда и не бегать по Тверской или Садовому, то все не так плохо. По моей информации, серьезных исследований о степени влияния городского воздуха на интоксикацию организма не проводилось, поэтому, думаю, бегать в городе все-таки хорошо. Особенно если это происходит не на МКАД.

Я не видел, чтобы кто-то бегал вдоль автомобильных трасс, а вот езда на велосипеде вдоль дорог — это, к сожалению, реалии нашего времени. Здесь на одну чашу весов мы кладем физическую активность и возможность добраться куда-то без пробок, а на другую — вдыхание грязного воздуха и риск получить бампером по заднему колесу. Но я все равно считаю, что от таких поездок больше пользы, чем вреда. И конечно, следует знать меру: по МКАД не ездить, за фурами не вставать.

Если говорить об опыте других стран, то, например, в Японии тщательно относятся к чистоте воздуха, и там ребята носят респираторы, которые способны удерживать определенную часть химических загрязнений. Я бы рекомендовал этот способ защиты для тех, кто регулярно перемещается на велосипеде по автомобильным дорогам.

Постоянное вдыхание выхлопов машин может спровоцировать развитие заболеваний легких, сформировать бронхиальную астму и привести к интоксикации. Хотя около этих же автомобильных дорог ходят пешеходы, и по ним ездят автомобили. И, кстати, в машинах обычно не стоит никакой системы фильтрации (которая, например, есть в военной технике и которая умеет задерживать чуть ли не радионуклиды).

«Чтобы навредить себе плохим воздухом, нужно ездить по центру больше восьми часов в день»

Владимир Кумов

куратор проекта Let's Bike It, советник замминистра транспорта РФ

Существуют исследования, которые показывают, что польза от велосипеда превышает возможный вред от вдыхания выхлопных газов. Например, если ты передвигаешься на велосипеде по Москве, то, чтобы навредить себе плохим воздухом, тебе нужно ездить по центральным улицам больше восьми часов в день. Если мы говорим о поездке на работу на велосипеде, то ни о каком вреде речи не идет.

Моя коллега ездит на велосипеде каждый день и не замечает никаких проблем. Зато она говорит о неприятных ощущениях, когда после ежедневных поездок по городу она спускается в метро и понимает, что там воздух гораздо хуже, чем наверху. Это довольно распространенная проблема: спустился в метро — на следующий день заболел.

Кстати, люди, которые едут в автомобилях и стоят в пробках, даже с учетом кондиционеров получают гораздо больше вредных веществ, чем человек, который едет на велосипеде рядом.