В середине ноября прошел ежегодный Санкт-Петербургский международный культурный форум, в котором уже несколько лет подряд принимает участие Иркутская область. Предполагалось, что в этом году в рамках форума будет представлен проект создания в Иркутске центра современного искусства, однако презентация не состоялась. Ранее стало известно, что здание бывшего кинотеатра «Гигант», рассматривавшееся в качестве одного из вариантов для размещения центра, передано иркутскому театральному училищу.

The Village узнал у соавтора проекта иркутского центра современного искусства, соорганизатора фестивалей «Культурная столица» и форума «Байкал-Тотем» Анатолия Борозненко, каковы сегодня перспективы появления в городе новой масштабной арт-площадки.

Анатолий Борозненко

Директор АНО «Байкал-Тотем»

Соорганизатор фестиваля «Культурная столица»

Идея создать в Иркутске центр современного искусства появилась в процессе сотрудничества с музеем современного искусства «Эрарта». Мы работаем с ними уже пять лет, сделано много совместных проектов и наработан определенный опыт. Поэтому создание в Иркутске центра современного искусства или арт-лаборатории полного погружения, а может того и другого параллельно, — это то, к чему мы планомерно идем, логичное продолжение работы, развитие идеи фестиваля «Культурная столица» и форума «Байкал-Тотем». У нас есть прекрасные галереи Виктора Бронштейна, Дианы Салацкой. Они востребованы, и не стоит на этом останавливаться. Не знаю, есть ли сейчас в Иркутске другие команды, которые задумывались бы о реализации такого проекта, но не удивлюсь, если они есть. Это действительно актуальная задача, которая позволит не только сформировать в городе новое творческое пространство, но и хороший инструмент для развития регионального туризма, о котором мы так много говорим.

Проект мы прорабатывали год. Когда пришли с ним к губернатору Иркутской области Сергею Георгиевичу Левченко, идея ему понравилась. Он видел «Эрарту», знает, что это такое, когда на одной площадке в несколько тысяч квадратных метров сосредоточены и скульптура, и живопись, и инсталляции топовых художников, и концертные и театральные программы. Все это региону необходимо. Сейчас мы совместно с региональным правительством в поиске подходящего здания.

Здесь нужно сложить целый ряд составляющих. Для нас важна, например, готовность «Эрарты» сотрудничать, делиться опытом, помогать выстраивать маркетинговую политику, обмениваться экспозициями. Им это интересно, потому что у нас здесь особый взгляд, свое искусство и более тесные контакты с соседними странами по восточному вектору. Идея в том, чтобы сосредоточить современное искусство вокруг Байкала, работая с соседними регионами и странами — Дальним востоком, Якутией, Бурятией, Китаем, Монголией, Японией. Внести этнос в современное искусство и на этом строить какую-то новую историю, которой затем сможем обмениваться с питерским музеем, и не только с ним.

Центр задумывался, в том числе, как штаб фестиваля «Культурная столица» и форума «Байкал-Тотем», где будет идти постоянный рабочий процесс, который сейчас организовать непросто: мы живем от фестиваля к фестивалю. Прорабатываем идею создания арт-резиденций на Байкале, где можно будет обеспечить полное погружение в творческий процесс. Летом в Иркутске открылся и работает арт-завод «Доренберг» — отличный пример того, какие пространства для профессионального творческого сообщества нужно формировать.

Если говорить о ключевых параметрах, то мы сейчас рассматриваем здания площадью порядка трех тысяч квадратных метров, где можно разместить арт-галерею, театрально-концертную площадку и творческий коворкинг — своеобразное пространство арт-лабораторий. И в зависимости от того, где разместится центр, в каком состоянии будет здание, каких вложений потребует проект, будет ясно, когда мы сможем вывести его на рентабельность. Такие проекты точно не живут на субсидиях, они, как показывает российский и международный опыт, приносят доход. Поэтому проект интересен не только региональным властям, но и партнерам «Культурной столицы».

Для нас это определенный вклад в городскую среду. По той же причине мы сейчас работаем с институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»: нам очень важно развить в «Культурной столице» блок урбанистики. И в следущем году на фестивале будет работать площадка, которую организует сама «Стрелка». Мы отрабатываем схемы, они готовят спикеров, и для Иркутска это действительно подарок.

В целом программа «Культурной столицы-2018» уже сформирована, это будет в первую очередь фестиваль уличных искусств. Мы готовим конкурс уличных музыкантов, которые будут работать на улицах Иркутска все три дня фестиваля. Будет зрительское голосование, победитель которого выступит в гала-концерте фестиваля на одной сцене с приглашенной «звездой» — не могу пока сказать, кто будет хедлайнером концерта, ведем переговоры.

Планируется, что площадкой фестиваля станет площадь у музыкального театра и «Модного квартала» — именно оттуда пять лет назад начиналась «Культурная столица», и мы решили вернуться на это знаковое для нас место.

Фестивальная программа будет яркой, мы построили ее по тому же принципу, что и в 2016 году, когда «Культурная столица» стала одним из наиболее заметных и массовых мероприятий в Иркутске, его вспоминают в городе с массой эмоций. Будут классные музыканты, известные коллективы и «звезды», световые шоу, инженерный театр АХЕ снова приедет, они уже готовят для нас интересную программу, и не только они: на фестивале будет отдельная театральная площадка. Сделаем хорошую детскую программу, включив в нее фестиваль книги: мы решили дать детям большое собственное пространство в рамках «Культурной столицы», как всегда это делали. Приедут писатели, мультипликаторы — уже дали согласие Эдуард Успенский и Юрий Норштейн.