Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 1.

Виталия Летницкая

редактор
(Вьетнам)

Для вьетнамцев семья — это главная ценность. Отношения между членами семьи (за редким исключением) доверительные и близкие, причём это касается не только отношений между родителями и детьми: для вьетнамцев абсолютно нормальным считается жить у двоюродного дяди или дальней кузины, которые будут заботиться о вас как о собственных детях. (У вьетнамцев есть родственники по всему миру, у кого ни спроси, у всех есть кто-то в Америке, в Австралии, в России или в Европе — Чехии, Германии, Франции и даже Норвегии. И все эти родственники, даже те, которых никто не видел лет десять, — семья, которая приютит, поможет и устроит.)

Глава семьи традиционно — женщина, мать семейства: именно она принимает важные решения (или делает так, чтобы они были приняты мужем), она распоряжается семейным бюджетом, с мамами шутки плохи (особенно со свекровями — невестка должна во всём слушаться «вторую маму»). Уважительное отношение к старшим привито даже на уровне языка: существует огромное количество «вежливых» частиц, которые необходимо добавлять в разговоре со старшими, а дети, обращаясь к родителям, всегда называют себя словом «ребёнок» (вместо «я»).

Вьетнамские семьи традиционно большие. В преимущественно аграрной стране дети — это не только цветы жизни и радость для родителей, но и рабочие руки в хозяйстве и в поле. Несмотря на государственную политику семейного планирования и как результат снижение уровня рождаемости в среднем до 2,2 ребёнка на семью, в сельской местности по-прежнему у многих по шесть-семь детей: не помогают ни плакаты с лозунгами «не важно, мальчик или девочка, главное — не больше двух», ни кампании по распространению средств контрацепции.

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 2.

Зачастую несколько поколений живут все вместе под одной крышей: пожилые бабушки и дедушки, родители и дети (причём дети могут быть уже вполне взрослыми, нередко со своими семьями). В городах же из-за вестернизации, глобализации и прочих влияний современного мира, который открылся перед вьетнамцами с конца 1980-х, семьи становятся меньше, не больше двух детей, хотя один ребёнок в семье — это всё же редкость (для этого даже есть отдельное слово), и живут они отдельно.

Как и в других странах, современная молодёжь хочет съехать от родителей как можно раньше. Как и везде, препятствием становится необходимость снимать жильё, что не всем по карману (хотя тёмную комнатушку в восемь квадратных метров с матрасом на полу при желании можно снять долларов за 70 в месяц). Некоторые покидают семейное гнездо, поступая в университет в другом городе, получая предложение о работе или обзаведясь собственной семьёй.

Несмотря на то, что в последние годы средний возраст женихов и невест увеличился, в целом вьетнамцы вступают в брак по-прежнему достаточно рано — в 26 лет мальчики и в 23 года девочки. Но это в целом по стране, в деревнях замуж выходят лет с 14, тогда же становятся молодыми мамами (по данным Всемирной организации здравоохранения, во Вьетнаме ежегодно около 16 миллионов девушек в возрасте от 15 до 19 лет рожают). В студенческие годы, когда я много путешествовала по деревням на севере Вьетнама, мне не раз задавали вопрос о замужестве — это второй по популярности вопрос во Вьетнаме после вопроса о возрасте, — и в деревне мой ответ, что «нет, не замужем, мне всего-то 21», встречал сочувственные взгляды, оханья и причитания. Сегодня в Сайгоне никого не удивляет, что мне 26 и я не замужем, но всегда следует комментарий, что я иностранка и у нас там всё по-другому. У вьетнамцев есть пословица: «Иметь тридцатилетнюю незамужнюю дочь — всё равно что хранить в доме бомбу замедленного действия». Думаю, это вполне красноречиво передаёт отношение к поздним бракам, по крайней мере для девушек.

 

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 3.

Ульяна Вазари

гид
(Эстония)

Эстонцы — очень неразговорчивые люди. Родители не спросят, «когда я уже стану бабушкой», не заговорят о финансах, не поинтересуются чем-то личным. Дети стараются как можно быстрее найти себе пару, чтобы жениться или выйти замуж. Среди эстонок очень популярно быстро родить и ничем не заниматься до конца декрета, а потом быстро обзавестись вторым ребёнком.

Муж с женой тоже мало общаются. Редко встретишь бурно ругающуюся семью. Например, мои соседи, когда дерутся, выходят на улицу, чтобы другие соседи не слышали, как падает мебель или бьётся посуда в их доме. И сама драка происходит молча. Удивительно, но это так!

 

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 4.

Франсуа Пюижалон

HR-консультант
(Франция)

Когда я учился в школе, с родителями мы обычно говорили про уроки и домашние задания. Они рассказывали про свой рабочий день, мы обсуждали фильмы, родственников и совместные семейные вылазки, часто спорили про спорт. Увы, у меня создаётся такое впечатление, что многие родители редко говорят с детьми о чём-то важном из-за постоянно включённого телевизора.

Возраст, когда дети вырываются из родительского гнезда, во Франции варьируется. Часто студенты из провинции уезжают учиться в крупные города, снимают квартиры с друзьями или живут в общежитиях. В среднем это происходит лет в 20−21.

 

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 5.

Вильям Ван Ден Брук

основатель коворкинга
(Франция)

В традиционной французской семье обязанности распределяются следующим образом: отец занимается садом, ремонтом, зарабатывает деньги, а мать отвечает за уборку, стирку, на ней — порядок в доме и дети в целом. В категорию общих дел входит покупка продуктов и транспортировка детей в школу или в какие-то кружки и секции.

Дети во Франции свободны в выражении своих желаний, правда, родители прислушиваются и поддерживают их идеи меньше, чем, к примеру, в скандинавских странах. Хорошо то, что воспитание ребёнка происходит естественно и непринуждённо. Родители во Франции не помешаны на воспитании детей, они делают это спокойно и дозированно.

 

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 6.

Лия Гельдман

фотограф
(Израиль)

Переломный момент в отношениях израильских родителей и детей наступает, когда последним исполняется 18 лет (несмотря на то, что праздник совершеннолетия, Бат/Бар-мицву, у нас отмечают девочки в 12 лет, а мальчики — в 13). В это время они как раз оканчивают школу и идут в армию. Если в школе дети остаются детьми до последнего 12-го класса и их там скорее «любят», чем «учат», то в армии, обязательной для всех, процесс взросления происходит мгновенно — им дают почувствовать ответственность, пожить отдельно от родителей, и на самом деле все туда очень стремятся.

В общем, израильская мама — это не «еврейская мама», которая будет держать своего сына «у юбки» до свадьбы. Выучился? Можешь служить, работать, получать высшее образование? Пошёл! Многие родители даже помогают оплачивать своим детям квартиры, которые молодые люди снимают компанией по три-четыре человека. При этом давления, что же ребёнку делать дальше по жизни, родители особо не оказывают — пусть решает сам. В зрелом возрасте ребёнок должен помогать своим родителям, а не сидеть на их шее — такого «израильская мама» просто не допустит! Если в студенческом возрасте (после 23−25 лет) израильтяне продолжают жить с родителями, то очень вероятно, что они работают в крупных фирмах на гарантированных окладах и просто временно экономят, чтобы в обозримом будущем приобрести собственное жильё.

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 7.

При этом полного «отрыва от семьи» не происходит — каждую субботу и на все праздники семья в полном составе собирается за столом. То есть в шесть-семь вечера по пятницам на улицах практически пусто (все по домам, с семьями), а уже после десяти дети едут на вечеринки в бары и клубы.

«Детский вопрос» в Израиле тоже решается просто — детей в семье должно быть столько, на сколько у родителей хватит сил, денег и здоровья, чтобы родить и воспитать. А уж дальше, в рамках этих несложных ограничений, чем больше — тем лучше. Детей здесь очень любят, и им дозволено буквально всё. Закон в Израиле всегда стоит на стороне ребёнка. Детей ни в коем случае нельзя бить (в том числе таскать за уши), нельзя запугивать, третировать, обижать, потому что всё это является формами насилия. «Никто не имеет права бить тебя, причинять тебе боль и страх», — постоянно говорят воспитатели детям. Поводом обратиться в полицию и наказать родителей могут стать обыкновенные синяки, характерные для щипков или ударов.

После того как «птенцы выпорхнули из гнезда», родители начинают активно путешествовать и жить, кажется, ещё полнее, чем когда бы то ни было.

 

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 8.

Мария Коматсу

гид Tripster.ru
(Япония)

В Японии к родителям, безусловно, очень уважительное отношение. В семье с родителями общаются свободно и непринуждённо, никаких особых правил нет. Дети съезжают от родителей, когда поступают в университет либо после свадьбы. Молодая семья всегда старается жить отдельно. Конечно, встречаются исключения, когда по каким-либо причинам дети живут с родителями, но это очень редкие случаи. Не принято (как в России) оставлять детей на бабушку с дедушкой — это бывает всего пару раз в месяц на один или два выходных. Японцы считают, что внуками они обременяют пожилых людей. Дети обычно помогают родителям, но это скорее знаки внимания, чем содержание, так как в Японии очень хорошие пенсии.

Жители Вьетнама, Японии, Эстонии и Израиля — об отношениях с родителями . Изображение № 9.

Также в Японии, по моим наблюдениям, не принято открыто показывать любовь детей к родителям — например, не принято обниматься на публике. Если в России родители часто целуют детей в щёку или лоб, то в Японии такого не встретишь. Даже при долгом расставании родители не обнимают на прощание детей.

Интересный момент с приглашением в родительский дом девушек или парней. Если парень или девушка приглашают своего избранника или избранницу домой, то это означает, что дело идёт к свадьбе и намерения серьёзные. В наше время родители чаще всего соглашаются с выбором ребёнка в плане женитьбы, проблемы могут возникнуть только в том случае, если семья очень богата и владеет крупным семейным бизнесом. Тогда на выбор могут повлиять и родители.

Кстати, в японской семье до сих пор чётко распределены гендерные роли: женщина — хранительница очага и мать, а мужчина — добытчик и защитник. Поскольку в Японии нет детских садов, которые работали бы весь день (обычно это три-четыре часа в день), после рождения ребёнка женщины вынуждены забыть о карьере и полностью посвятить себя хозяйству и воспитанию.

фотографии: flickr/kalexandersonsnerkologyquinnanyaalex_ford