В 1980-е годы была сформулирована теория разбитых окон, согласно которой дом, где есть хоть одно разбитое окно или граффити на стене, ждёт полное разрушение, если стекло не вставить, а граффити не стереть. Чтобы оспорить это, борцам за уличное искусство понадобилось немало времени. Сегодня граффити и инсталляции можно встретить в рекламе, оформлении офисов и жилых домов, на одежде, продуктах и даже в музеях — в Екатеринбурге работает галерея уличного искусства «Свитер», а в Санкт-Петербурге — музей стрит-арта. The Village попросил гидов из Колумбии, Великобритании, Турции, Будапешта и Франции рассказать об уличных арт-объектах, которые изменили их города. 

 

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 1.

Алексей Будовский 

гид, Богота, Колумбия

 

Около десяти лет назад в Боготе был район под названием Калле де Картуччо. Небольшой, в пару кварталов. Жили там в основном бездомные и окончательно опустившиеся наркоманы, снимавшие в трущобах комнаты или даже углы. Одни торговали таблетками, другие — оружием, воры сбывали краденое. Тогда мэр Боготы Антанас Мокус (который впоследствии попал в список лучших мэров в мире) сравнял Калле де Картуччо с землёй. Буквально. Бульдозерами. На месте трущоб разбили парк под названием «Третье тысячелетие». Район сразу стал лучше, чище и безопасней. Однако обитатели Калле де Картуччо не исчезли. Они просто взяли и переселились в Бронкс. Не в тот, что в Нью-Йорке, а в соседний с Калле де Картуччо Эль Бронкс. И снова стали процветать, причём наркотрафик вышел на первое место, обогнав торговлю оружием и прочие пороки. Сформировались основные криминальные группировки, сильнейшая из которых называлась «Хомэро», в честь главы семейки Симпсонов. На втором месте — банда, прозаически окрещённая «Националь». Названия банд впоследствии стали местными брендами, и, что интересно, главы всех группировок приходились друг другу родственниками.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 2.

Относительно недавно всё это надоело не только мэру Боготы, но и президенту Колумбии, и решили они Бронкс тоже сравнять с землёй. Но передумали. Испугались, что местные мафиози переселятся в парк «Третье тысячелетие». Что делать? Для начала решили прогуляться в Эль Бронкс. Вдвоём. Благо что он находится всего в пяти кварталах от мэрии, идти всего ничего. За ними увязались телохранители, журналисты, фотографы. Толпа ринулась в трущобы, началась суматоха. В этой толпе оказался фотокорреспондент крупнейшей колумбийской газеты «Эль Тьемпо». Он увидел, как на асфальте у кучи мусора лежат двое бездомных — парень и девушка. Ни на кого внимания не обращают, целуются себе, а рядом с ними голубь ходит. И на президента им плевать, а на мэра — тем более. Фотограф их щёлкнул. Снимок стал безумно популярным. Чуть позже, когда мэрия объявляла конкурс на создание гигантского мурале (большого изображения во всю стену) в Боготе, одна команда уличных художников предложила выполнить этот знаменитый снимок в виде граффити и выиграла тендер. 

 

 

Алла Гольдштейн. Изображение № 3.Алла Гольдштейн

Алла Гольдштейн

основатель Yourparis.fr, гид Tripster.ru, Париж, Франция

Парижский стрит-арт уже давно перебрался с улиц в галереи, и теперь картины уличных художников, начинавших рисовать 10–20 лет назад, продаются за бешеные деньги. За „фирменным“ уличным искусством, с которого всё начиналось, стоит идти в иммигрантские кварталы — туда, где, как говорит один французский художник, „уличное искусство становится цветным пластырем на душе населения“.

Улица Denoyez

Это единственная улица в Париже, где граффити официально разрешены с 2000 года. Как ни странно, расположена она в центре парижского Вавилона — квартала Бельвиль, где мирно сосуществуют нации со всех концов света. Например, здесь можно увидеть произведения флорентийского стрит-артиста Yuri, знаменитого своими рисунками велосипедов.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 4.

За 14 лет здесь успели появиться не только граффити всех стилей и размеров, но и ателье скульпторов, художников, музыкантов, дизайнеров, фотографов. В Бельвиль за недорогим вином слетались все, в то числе и сама Эдит Пиаф, которая здесь частенько выступала. Отчасти поэтому в квартале так много стрит-арт-произведений, посвящённых певице.

13-й округ

Мэр 13-го округа Жером Куме — большой поклонник стрит-арта — поддерживает разнообразные инициативы и проекты в этой сфере. Именно в его округе

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 5.

расположились самые высокие стрит-арт-фасады Европы, расписанные уличными художниками Stew и Pantonio. В 13-м округе Парижа можно увидеть стрит-арт-произведения, которые больше напоминают картины в галереях. Здесь работает один из самых популярных стрит-артистов Франции — Seth по прозвищу Globe Painter. Художник действительно объездил практически весь земной шар благодаря своему искусству, а также его авторской передаче Nouveaux Explorateurs («Новые первооткрыватели»), в которой он рассказывал зрителям о стране через призму местного уличного искусства и локальных художников. Его персонажи нравятся всем. В них есть что-то мечтательное и детское и одновременно что-то очень взрослое и понимающее. Все они путешествуют сквозь стены и пространства в другие измерения, к большой радости обитателей не только 13-го округа, но и Китая, США, Бразилии, Африки и других стран. В Париже поселилась его знаменитая девочка на зонтике.

Бывший холодильный склад Les Frigos

Построенный в 1920 году Les Frigos был промышленным холодильным складом. Долгие годы здание было заброшено, пока в 80-х сюда не пришли
новые жильцы — художники, скульпторы, музыканты и представители прочих
творческих профессий, привлечённые масштабами территории, а также отличной тепло- и звукоизоляцией. На протяжении нескольких десятилетий всем жильцам удавалось избегать оплаты за аренду. В 2003 году здание перешло в собственность мэрии Парижа, и за сквот пришлось платить.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 8.

Сегодня Les Frigos — самая популярная среди новых «галерей» современного искусства. Здесь можно встретить людей разных профессий — от мелкого производства до издательского бизнеса, сотни мастерских, профессиональных музыкальных студий и секретных ресторанов, художественные промыслы со своими микросообществами и ассоциациями, обеспечивающими работу репетиционных залов для актёров и музыкантов. Каждый этаж полностью расписан граффити, здесь стрит-арт можно найти даже в лифте. Где-то вас поджидают плюшевые медведи, а где-то — мистические персонажи. В выходные многие художники приходят во двор бывшего холодильного склада с утра — потренироваться, попробовать новые техники и поработать с другими артистами.

Само здание Les Frigos закрыто для обывателей, кроме дней открытых дверей, которые ежегодно проходят в конце мая.

 

 

Василиса Дребушевская. Изображение № 10.Василиса Дребушевская

Василиса Дребушевская

журналист, гид Tripster.ru

Стамбул, Турция

Captain Borderline, район Йельдейермени

Проект реализован при поддержке районной администрации одного из светских оппозиционных районов города. Нарисован в прошлом году после событий в стамбульском парке Гези. Тогда городские архитекторы протестовали против вырубки парка в центре Стамбула и строительства на его месте ТЦ. Митингующих разогнали, что повлекло за собой массовые протесты неравнодушных граждан. Во время жестокого полицейского произвола главный новостной канал Турции транслировал документальный фильм о жизни пингвинов. Так эти птицы стали символом обывательского равнодушия и игнора со стороны провластных СМИ. Османская традиционная шапочка — феска — в своё время была запрещена Ататюрком как символ пережитков прошлого. Авторы работы намекают, что обывателей накроет имперское прошлое, возврат к которому (шапка оттягивает стрелки часов назад) неизбежно стимулируется властями. На картине также изображена одна из женщин, пристально наблюдавшая из дома за работой художников.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 11.

Искендер Гирай, район Мода

«Плач по дереву» — урбанистическая инсталляция, созданная в 2014 году. Весной на месте старого засохшего дерева посадят новое, а пока этот стрит-арт-объект напоминает стамбульцам о гуманном отношении к природе.

Айхан Мутлу, район Кадыкей

«Ненасытность» — урбанистическая инсталляция, призывающая задуматься о том, что действительно важно в этой жизни, и умерить свой ненасытный аппетит. Весомый вклад в демонстрацию бессмысленности страсти к наживе — в прямом смысле весомый: инсталляция весит 800 килограммов.

 

 

Константин Пинаев

автор проекта «Вокруг Лондона за 40 шагов»,
Лондон, Великобритания

Художник Art Is Trash создаёт рисунки и инсталляции из мусора, который находит на улице. Он возвёл в абсолют идею о том, что стрит-арт не вечен. В отличие от большинства других произведений искусства, стрит-арт не делается из мрамора или меди, не стоит веками в музеях и богатых домах. Он на улице — под прицелом непогоды, школьников, коммунальных служб. В его недолговечности, наверное, часть смысла. Остаётся только самое лучшее и самое злободневное. Работы Art Is Trash в плане транзитности — абсолютные чемпионы. Они живут буквально пять-шесть часов, пока не приезжают мусорщики и не выбрасывают их. Вот вам и современное искусство. В Лондоне сейчас его работы можно найти в районе Shoreditch.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 12.

Dan Kitchener

Художник рисует городские фотореалистичные пейзажи — классический дождливый вечерний Лондон. Причём выглядит всё так, как будто это фотография профессионала, тщательно обработанная в «Фотошопе». А на самом деле это годы и годы работы аэрозолем.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 14.

My Dog Sighs

Часто его работы исполнены на раздавленных алюминиевых банках. Бывает, что просто наклеены на стену. Присмотритесь к его «глазам» — там же всё прекрасно: от отражения городского пейзажа до абсолютно нечеловеческой красоты капель дождя. И это — аэрозоль.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 15.

 

 

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 16.

Анна Чайковская

гид Tripster.ru, Будапешт, Венгрия

Жители района Эржебетварош частенько показывают гостям стену дома, возвышающегося над двором-парковкой. Роспись во весь пятиэтажный брандмауэр напоминает коллаж из газет и фотографий 1953 года. Тогда венгерская «Золотая команда» в Лондоне, на стадионе Уэмбли, разбила абсолютных королей футбола, англичан, со счётом 6:3. Потрясение было огромным, и неизвестно ещё, для кого большим: ни англичане такого не ожидали, ни венгры на подобное не рассчитывали. Историческое событие!

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 17.

Год назад на улице Кирай появилась композиция с «портретом»
фонарного столба, цитатой из романа знаменитого писателя и крупными буквами — заявлением от том, что именно эта улица — во всём Будапеште — «наипештская» — самая «пештская». Во дворе четырёхзвёздочного отеля можно увидеть работу команды Neopaint, изображающую соседний перекрёсток, на котором когда-то стоял пышный и модный Национальный театр. Воспроизведено всё: трамвай, конные экипажи, дамы в пышных платьях и господа в чёрных шляпах. В сезон художники делают по три-четыре новых росписи. Их поддерживает глава района: перед выборами он напоминает жителям именно об этих городских украшениях — сразу после цифр насчёт отремонтированных улиц, но перед статистикой здравоохранения.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 18.

Уличное искусство делает район Эржебетварош ещё более индивидуальным, отличающимся от соседних. Да что там — просто приятным для жизни. Иногда эти росписи, кстати, даже не видны с улиц — потому что художники рисуют их не напоказ, а для себя. Вот в старом школьном дворе художники расписали глухую стену так, что она выглядит вполне жилым зданием, с сияющими на солнце стёклами окон и тянущимся от окна к окну плющом. Да: на полномасштабную реставрацию каждого из роскошных зданий в центре Будапешта в ближайшее время не будет денег ни у района, ни у страны, ни у Евросоюза. Но это не значит, что стены так и останутся серыми. Нельзя отреставрировать — можно расписать.

Граффити, изменившие улицы Колумбии, Франции, Турции и Венгрии. Изображение № 19.

Самой известной работе Neopaint полтора года. Она находится в глубине района, занимает всю стену от земли до неба. Внизу — овощная лавка, и в дверях лавки стоит хозяйка, Жужанна. Этажом выше на балконе бабушка поливает цветы, дедушка читает газету. Выше по карнизу крадётся к голубю кошка. Ещё выше, на крыше, рабочие меняют черепицу. Всё — нарисовано. Рабочие как раз сейчас на крыше соседнего дома точно таким же делом заняты. Голубь, к которому ползёт кошка, нарисован, но рядом на выступ карниза садится ещё парочка, только те двое в любой момент могут взлететь, и она всё так же глаз сводить не будет с того, первого. Бабушка с дедушкой время от времени выходят на балкон рядом и машут ручками прохожим, не хуже Виндзоров. А настоящая хозяйка овощной лавки, живая Жужанна, торгует напротив и через окно
поглядывает на себя нарисованную, временами подшучивая над покупателями: «А помидоры в той лавке тоже есть?» — «В той? Конечно есть! Но у меня — лучше».

 

Фотографииhakudobrindamourmarcovoyageur, truxi