В Instagram я зарегистрировался спонтанно, ещё в 2012 году в октябре — тогда это было модным. Я не предполагал, что получится собрать большую аудиторию и зарабатывать на этом — просто снимал для себя и друзей. Своего айфона у меня ещё не было, я брал у друзей и выкладывал свои старые фотографии из поездок. Сейчас понимаю, что смотрелось это всё довольно жутковато. Но с появлением собственного смартфона фотографии стали интереснее и люди начали подписываться. Сейчас у меня более 60 тысяч подписчиков, фотографии в среднем собирают 1 000–1 500 лайков. Бывает, доходит и до четырёх тысяч, но это скорее исключение.

В основном я снимаю архитектуру и природу. Ещё два года назад все фотографировали селфи, еду, котиков, себя с друзьями, а я снимал свой город, его архитектуру, красивые места на природе. Сейчас каждый, скачивая vsco, снимает нечто подобное, а тогда это было что-то новое, и люди подписывались. Я стараюсь почаще выбираться в новые места, чтобы разнообразить контент. Подписчикам нравится, когда я что-то рассказываю. Да и, на мой взгляд, это интереснее, чем безликий постинг фотографий.

Я не собирался на моём увлечении зарабатывать. Но чем больше рос аккаунт, тем больше на почту приходило предложений о размещении рекламы, а знакомые предприниматели просили помочь им с ведением аккаунта их компании в Instagram.

Сейчас я сконцентрировался на развитии своего инстаграм-аккаунта, но до этого я очень плотно изучал маркетинг, привлекал клиентов для строительных компаний, для студии йоги, находил заказы на создание сайтов и настройку контекстной рекламы, продвигал iOS-приложение. Этот опыт мне помог понять, как можно монетизировать свой аккаунт.

Я начал продвигать себя в Instagram, потому что хотел стать популярным, думал, меня будут узнавать на улице. Но этого не произошло, а потом я понял, что это полная глупость. Сейчас при встрече я, наоборот, стараюсь никак не упоминать про свой Instagram.

До недавнего времени я никому не платил за рекламу. Сейчас я более-менее понял, что нравится моей аудитории, увидел стабильный рост аккаунта и решил его ускорить. Продвижение не менее важно, чем качество фотографий. Его логика довольно схожа с той, что я применял, занимаясь маркетингом. Выбираете площадки, на которых может быть ваша целевая аудитория, пробно размещаетесь там, смотрите, какой это принесло результат. Проработав 10–20 вариантов, останавливаетесь на тех, которые приносят больше всего подписчиков и требуют меньше всего усилий. Способов довольно много: публикации в группах по мобильной фотографии, в официальном блоге Instagram, интервью для сайта, конкурсы, обмены с другими пользователями. У всех срабатывают разные способы, и какой-то таблетки, которая сделает всё за вас, нет.

Сейчас в нашей команде несколько человек. Я в основном общаюсь с заказчиками. Есть помощница, которая занимается фотосъёмкой, ведением аккаунтов клиентов, и двое внештатных сотрудников, которые помогают находить заказы. Раньше мы уже занимались рекламной деятельностью и поиском клиентов, поэтому специально для аккаунта в Instagram фирму регистрировать не пришлось. Сейчас у неё есть три основных источника доходов.

Первое — это консультации по продвижению. Ко мне обращаются компании, которым интересно сделать аккаунт популярнее или начать продавать свои товары через Instagram. Для них моя команда прописывает стратегии продвижения: когда и какой способ применять, как часто и что нужно выкладывать, с помощью чего обрабатывать фото и так далее. Выполняя эти инструкции, клиент уже в первый месяц может получить от тысячи целевых подписчиков без рекламного бюджета. За создание стратегии мы берём пять тысяч рублей. К нам поступает по несколько заказов в месяц. Обычно заказчики сами на меня выходят.

Второй способ — это ведение аккаунтов для заказчиков. Оно стоит от пяти тысяч до 12 900 рублей в месяц. Несмотря на то, что мы берём клиентов только из Самары, спрос уже превышает наши возможности, и в ближайшее время мы планируем поднять цену.

Третий способ — это размещение рекламы в моём аккаунте. Я уже сотрудничаю с такими компаниями, как «Спортмастер», The North Face, Kix Box, Code Red. За одно размещение в среднем предлагают четыре-семь тысяч рублей или бартер. Крупные бренды в основном работают через агентства, но, бывает, некоторые пишут напрямую. Прежде чем обсуждать цену, я всегда думаю, сможет ли реклама гармонично вписаться в мой аккаунт, подходит ли моя аудитория для бренда. Заказчики изначально задают какие-то рамки того, что должно присутствовать на фотографии и тексте. Я всё делаю в своём формате, а потом отправляю на согласование агентства. Компании, которые работают на бартерной основе, менее строгие, они просто выдают свою продукцию, просят тебя один или несколько раз о них упомянуть.

На мой взгляд, не нужно загонять фотографов в какие-то рамки, они лучше чувствуют свою аудиторию и лучше понимают, как правильно всё преподнести. Лично я не держу своих подписчиков за идиотов и не пишу рекламные тексты в стиле «Ой знаете, я тут случайно такой классный магазин нашёл». Я честно пишу, что теперь снимаю для такого-то бренда, мои фотографии вы сможете увидеть у них на странице, или что я ездил в поездку и мне предоставили хорошую экипировку. Если мне не нравится компания или продукция, я не буду их рекламировать. Например, я не размещаю рекламу алкоголя и табака и отказался от их рекламы уже на сумму более 15 тысяч рублей, но абсолютно не сожалею об этом.

Пока что мой доход исчисляется несколькими десятками тысяч рублей, без учёта бартера. В этом месяце планируем получить 40−60 тысяч рублей (что совсем не плохо для Самары).

Ограничений по заработку, на мой взгляд, в Instagram нет. Отлично монетизируют свои аккаунты российские звёзды. У них есть армия преданных фанатов, которые будут за ними следить, несмотря на 50 рекламных публикаций в месяц. По моим расчётам, у них получается зарабатывать от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в месяц.

Но своими конкурентами мне их назвать трудно. У нас совсем разная аудитория. К тому же чем больше крупных аккаунтов, тем интереснее это становится для компаний, тем большие бюджеты они выделяют. Рынок продвижения в Instagram ещё довольно сырой: нет единой базы аккаунтов, размещающих рекламу, непонятно, как формируется цена. Он напоминает рынок рекламы «ВКонтакте» несколько лет назад. Будет со временем появляться всё больше крупных сообществ и рекламодателей.

Автор: Александр Сусанин