Лето — традиционный сезон отпусков. Однако, по данным опроса Superjob, только 18 % работающих россиян используют законный отдых, оставшиеся 82 % копят неиспользованные отпускные дни и месяцы. Получается, что большинство россиян продолжают работать, несмотря на жаркую погоду. Но насколько эффективен труд в тёплые месяцы?

Солнечный удар

Тот же Superjob.ru провёл опрос сотрудников и выяснил, что летом 22 % россиян ощущают снижение личной продуктивности. Руководители замечают снижение продуктивности труда у 43 % подчинённых: явно замедляются рабочие процессы, сотрудники чаще устраивают перерывы и дольше не возвращаются к делам, больше общаются друг с другом возле кулера. Согласно другому исследованию, производительность труда в летние месяцы снижается минимум на 20 %, затягивается выполнение задач и проектов — на них уходит минимум на 30 % больше времени, около 45 % сотрудников становятся менее вовлечены в рабочие процессы.

Наше собственное исследование показало, что в период массовых отпусков у оставшихся на работе людей также снижается продуктивность. Мы выбрали четыре крупные российские компании, часть сотрудников которых работала в майские праздники, и проанализировали, как они проводили рабочее время в этот период. Оказалось, что эффективность сотрудников в праздничные майские дни падала в два-три раза, а соотношение продуктивного и непродуктивного времени в некоторых случаях составляло 20/80. Тогда как в обычные дни это 90/10 в пользу продуктивности.

Причины сезонной неэффективности

Повышение температуры негативно сказывается на мозговой деятельности. Комфортной температурой для труда являются плюс 20–22 градуса. С повышением температуры на один градус от комфортной продуктивность снижается на 2 %. Почему именно летом ухудшается когнитивное мышление, объяснил в 1994 году Джеральд Клор, основоположник исследований в области воздействия внешних факторов на мыслительные процессы. Он выяснил, что хорошая летняя погода оказывает дезориентирующее воздействие и снижает способность сосредотачиваться. Команда специалистов под руководством Клора изучила воздействие плохой и хорошей погоды на поведение 122 студентов. Чем лучше была погода, тем проще было убедить в чём-либо участников эксперимента даже с помощью слабых аргументов. В противовес этому, плохая погода значительно повышала когнитивные способности тех же участников: теперь работала только веская и серьёзная аргументация. Клор и его коллеги пришли к выводу, что плохая погода способствует полноценному анализу ситуации, тогда как тёплая, ясная и солнечная — делает человека менее критичным и упрощает мыслительные процессы.

Кроме того, летом появляется приятная альтернатива офисной жизни: прогулки, пикники, поездки за город. Учёные Гарвардского университета в 2012 году провели исследование с целью выяснить причины сниженной продуктивности в солнечные и тёплые дни. Участников эксперимента разделили на две группы: первым показали шесть фотографий с изображениями вариантов отдыха в летний погожий день, вторым предложили рассказать о своём обычном распорядке дня. После этого всем участникам предложили выполнить ряд заданий. Первая группа, которая перед этим рассматривала изображения активного отдыха, выполнила задания с меньшей продуктивностью. Этот эффект усиливался, если за окном был солнечный день. То есть сама мысль об отдыхе мешала концентрации и снижала продуктивность. 

 

Что делать тем, кому нужно работать

Создайте комфортные условия труда. Кондиционер, частые проветривания, вентилятор, затенение солнечной стороны помещения — используйте всё, что может приблизить температуру к оптимальным 20–22 градусам.

 Серьёзно подойдите к составлению графика отпусков. Определите, какие сотрудники ни в коем случае не могут выйти в отпуск одновременно. Среди остальных распределите нагрузку так, чтобы оставшиеся в офисе не оказались завалены работой коллег.

 Не ставьте сверхзадач летом, когда половина сотрудников в отпуске, а вторая расслаблена хорошей погодой. В такое время трудно достичь выдающихся результатов, зато довести работников до выгорания и накопить ошибок и просчётов вполне возможно!

 Если объёмную и сложную задачу нельзя перенести, выделите на неё больше времени, чем во внеотпускной сезон, — это компенсирует нехватку ресурсов и застрахует от серьёзных просчётов.

 Организуйте летний корпоратив на свежем воздухе. Небольшая разрядка не помешает, а только повысит продуктивность безотпускных работников, сплотит команду и повысит мотивацию. Кроме того, по мнению экспертов, непродолжительный, но частый отдых сказывается на самочувствии лучше, чем двухнедельный отпуск.