Семь лет назад я основал IT-компанию. В ней поначалу работали три человека, что с точки зрения управления было легко и понятно. По мере развития проекта команда росла. Я полагал, что с увеличением количества сотрудников соответственно увеличится и продуктивность компании. Как вы понимаете, этого не случилось. Более того, даже те члены команды, что раньше работали прекрасно, демонстрировали меньшую эффективность.

Чем больше, тем хуже

Решив разобраться в проблеме, я советовался с другими бизнесменами и менторами, читал книги, статьи для менеджеров, специалистов по HR. Наконец, добрался до изучения психологии и на одном из ресурсов прочитал о серии экспериментов французского сельскохозяйственного инженера Максимилиана Рингельмана. Он обнаружил, что сотрудники, работая в команде, трудятся с меньшей эффективностью, чем при индивидуальной деятельности. Причём чем больше команда, тем ниже эффективность.

Рингельман просил обычных людей поднимать тяжести сначала по одному, затем объединив их в группы. В результате, когда за дело брались двое, они поднимали в среднем не в два раза больший вес, а лишь 93 % от того, что смогли бы поднять по отдельности. Три человека поднимали 85 %, а восемь человек — лишь 49 % от суммы весов. Гипотеза Рингельмана подтвердилась и в других экспериментах: например, при перетягивании каната сложилась ситуация, когда с увеличением группы «спортсменов» от 1 до 12 человек усилия одного члена группы уменьшались примерно на 10 %.

Получается, что популярное представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что её результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, — это только миф. С другой стороны, век индивидуализма давно прошёл и в современных условиях никто не стремится достичь глобального успеха в одиночку. Так можно ли обойти эффект Рингельмана? Учёные не смогли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос.

Испорченный телефон

Из экспериментов французского инженера можно понять мотивы работников, приводящие к снижению результатов. Когда человек один на один с проблемой, он рассчитывает только на себя, ощущает весь груз ответственности и прилагает максимум усилий. Однако когда рядом с ним коллеги, сотрудник стремится сохранить собственную энергию и надеется на товарища. Как гласит правило Фингейла: «Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого».

В то же время Фредерик Брукс (американский учёный в области теории вычислительных систем) в книге «Мифический человеко-месяц» даёт более прозаичное объяснение снижению эффективности труда при увеличении команды: чем больше людей занимаются проектом, тем больше времени тратится на совещания, обсуждения; тем дольше доходят указания до «нижнего звена» и отчёты до руководителей. Получается, что львиную часть времени сотрудники тратят на передачу информации, а не на работу.

Оптимизация

Проанализировав полученные знания и поняв, что снижение эффективности с увеличением команды неизбежно, я, основываясь на обеих теориях, постарался хотя бы уменьшить потери. Вот что я сделал.

 Определил конкретный и измеримый результат работы для каждого члена команды и контролировал не только результат, но и процесс его достижения (тем более проект, над которым работает команда, как раз направлен на контроль и анализ. Таким образом, мы ещё и тестировали продукт на себе).

 Подпитывал индивидуальную мотивацию в команде. Настаивал, что каждый сотрудник лично отвечает за свою часть работы, подчёркивал индивидуальные достоинства сотрудников. Я поощрял успехи не всей команды, уравнивая при этом заслуги, а отмечал действительно отличившихся сотрудников, внося соревновательный момент в коллективную деятельность.

 Искал способы оптимизировать работу, прежде чем нанимать нового члена команды. Так, автоматизировав работу с документами, я избежал разрастания команды и, соответственно, увеличения эффекта Рингельмана и «бюрократической составляющей» Брукса.

В итоге эффективность работы заметно улучшилась. Я понял, что чем больше команда, тем выше необходимость её контролировать и мотивировать. Тем больше усилий нужно вкладывать в изучение проблем управления персоналом, измерение продуктивности работы и внедрение мер по повышению эффективности бизнеса. Оставляя без внимания эти проблемы, можно долго искать ответ, почему работа не приносит должного результата.