История «БУБУКИ» началась десять лет назад в Томске. Я работал в компании, которая занималась установкой музыкального оборудования и озвучкой в супермаркетах — специальным радио, в эфире которого транслировалась реклама. Однажды мне пришла в голову идея создания облачного сервиса, который позволит легально воспроизводить музыкальный контент в различных заведениях на территории всей страны и даже за рубежом.

И спустя четыре года, в конце 2012-го, сервис «БУБУКА» был запущен: IT-программу, разработанную для радиовещания, перенесли в «облако». Права на использование контента мы получили, минуя РАО, — через заключение прямых договоров с несколькими независимыми лейблами и правообладателями, в том числе и с западными. Сейчас мы сотрудничаем с несколькими зарубежными лейблами. В нашей команде 35 сотрудников, которые работают в разных городах России, а также в странах СНГ. До конца года планируем открыть несколько представительств в Европе.

Старт проекта

Деньги на проект я брал из собственного кармана, благо тогда уже имел успешный опыт ведения нескольких бизнес-проектов: успел поработать на телевидении и радио, после активно занимался ресторанным бизнесом, запустил франчайзинговую сеть пабов Harat’s в Томске. В середине 2012 года «БУБУКА» получила грант от фонда Бортника «Старт», а ещё чуть позже нас заметили и на муниципальном уровне, и в начале 2013 года мы получили субсидию от администрации Томской области. Итоговая сумма вложений в проект составила 20 миллионов рублей. Но несмотря на то что с финансированием особых проблем мы не испытывали, сложности нас поджидали в другом.

Первые переговоры с иностранными лейблами больше походили на игру в «сломанный телефон». Я общался с нашими первыми потенциальными партнёрами из Франции, переводя текст писем с русского на английский через онлайн-переводчики, а наши партнёры переводили их сначала с английского на французский, а затем обратно. В итоге мы с трудом друг друга понимали, тем более для них мы были какой-то неизвестной маленькой компанией из далёкой России, что, конечно же, сказывалось на их доверии к нам. В конечном итоге нам улыбнулась удача, и мы подписали наше первое соглашение, и сразу с западным лейблом.

Затем были поиски всё новых и новых партнёров и клиентов, отбор музыкального контента — он является одним из самых трудоёмких и важных процессов в нашей работе. И, глядя на день сегодняшний, могу сказать, что мы добились немалых успехов.

Музыка без посредников

Сегодня «БУБУКА» позволяет предпринимателям, владельцам кафе, ресторанов, баров, торговых центров подбирать музыкальный контент, подходящий им с точки зрения концепции, атмосферы, всего того, что принято называть сейчас аудиомаркетингом. При этом всё происходит с полным соблюдением авторских и смежных прав.

По закону владельцы заведений обязаны ежемесячно выплачивать большие суммы за публичное воспроизведение музыки в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) — на тех, кто не соблюдает авторские права, накладывают штрафы. В свою очередь, авторы так могут никогда и не увидеть этих денег. Из-за этого исполнители-музыканты теперь один за другим разрывают какие бы то ни было договорённости с государственными структурами и самостоятельно контролируют использование их интеллектуальной собственности.

Этим мы и воспользовались, создав совершенно новую систему по использованию легального контента в коммерческих целях. Наш механизм позволяет пользователю и правообладателю общаться практически напрямую через сервис, без посредников в лице РАО и ВОИС.

В отличие от суммы сборов госструктур, наши цены вполне приемлемы. Для кафе, ресторанов и баров сервис стоит от 2 500 рублей в месяц, для торговых центров — от 2 тысяч рублей, для ретейла — от 1 500 рублей. Для сравнения: ресторан на более чем 50 посадочных мест заплатит в РАО и ВОИС около 8 тысяч рублей, тогда как аналогичная лицензия «БУБУКИ» им обойдётся в 2 500 рублей.

Для того чтобы запустить сервис, владельцу заведения необходимо установить бесплатное приложение на любом устройстве Android или Windows, скачать плеер и управлять с его помощью музыкой, которая находится в «облаке», используя свой аккаунт. Всё это займёт не больше часа. Правообладатель при этом видит, кто, где и как часто использует его контент и сколько ему за это причитается. Первые 14 дней после установки пользователь может проигрывать музыку в деморежиме, а затем заключить с нами контракт.

Деньги артистам

В августе этого года мы запустили новый сервис — «БУБУКА» для авторов. Идея проекта проста: авторы музыки будут иметь возможность управлять статистикой каждого проигрывания своего трека и получать авторское вознаграждение за каждый прокат музыкального контента. В России «БУБУКА» играет более чем в 90 городах в тысяче заведений, и, кроме того, наш сервис доступен в пяти странах мира. В прошлом году у нас на 20 % увеличилось количество новых клиентов, они появились в Белоруссии и Казахстане. Мы оптимизировали музыкальную базу, открыли представительство в Турции и офис в Петербурге, перевели систему на английский, французский, немецкий и турецкий.

С момента запуска сервиса к нам уже поступило более сотни заявок от авторов и небольших лейблов. Сейчас наша команда прослушивает более 5 тысяч треков и создаёт из них готовые сборники. 

Мы заключаем с авторами прямой контракт, с соблюдением авторских и смежных прав и возможностью отчислений правообладателям контента. Ко всему прочему, «БУБУКА» предоставляет гарантию на прокаты загруженных треков в системе, что позволит авторам регулярно зарабатывать.

Для авторов и исполнителей, владельцев музыкального контента «БУБУКА» выступает в качестве лейбла, бесплатно поддерживая всю внутреннюю работу по воспроизведению треков в собственной системе прокатов. При этом авторы могут контролировать весь процесс через мобильное приложение, а за каждое воспроизведение трека в системе — заслуженно получать авторские отчисления. К примеру, за проигрывание нескольких треков десять раз в день в 30 заведениях в течение месяца авторы смогут получать от 4 500 до 18 тысяч рублей ежемесячно.