История с проектированием велодорожек в Москве становится всё более запутанной. Месяц назад The Village рассказал о том, как проходил тендер на создание отраслевой схемы велосети, почему его ожидаемо выиграл НИИ Генплана и как группа инициативных горожан пыталась этому противостоять. Публикация вызвала резонанс, с группой связались чиновники из мэрии — казалось, они согласились с критикой и обещали помочь. Но на этой неделе стало известно, что некая организация уже составила маршруты трёх велодорожек и на их финальное проектирование объявлен новый тендер. Москомархитектура и Генплан при этом уклоняются от любого общения, а в столичном правительстве, похоже, разгорается межведомственный конфликт.

 

РЕАКЦИЯ

Повторим на всякий случай исходные данные. Два тендера на разработку отраслевой схемы велодорожек и парковок были объявлены в прошлом декабре Москомархитектурой, общая сумма заказов — примерно 26 миллионов рублей. В конкурсе решил поучаствовать обычный москвич Алексей Митяев, собрав целую команду специалистов и активистов велодвижения. Однако выиграл НИиПИ Генплана: заказчик требовал лицензию ФСБ на работу с гостайной, получить которую людям со стороны нереально. После того как эта история была опубликована, с Митяевым связались руководители сразу двух департаментов правительства — транспорта и культуры. Они обещали повлиять на ситуацию и не допустить бессмысленных растрат и строительства никому не нужных велодорожек.

 

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 1.Личный опыт: Как принять участие в тендерах мэрии и можно ли в них победить

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ

Несколько дней назад в распоряжении The Village оказался 50-страничный документ, содержащий предпроектные предложения по трём веломаршрутам. По словам Алексея Митяева, эти предложения сейчас обсуждаются в профильных ведомствах. Чиновники, знакомые с ходом дела, в неофициальных беседах это также подтверждают. Теоретически этот документ должен лечь в основу техзадания на непосредственное строительство велодорожек. Правда, кто именно подготовил документ, точно не известно. По идее, его автором должен быть НИИ Генплана, но там причастность отрицают. На всех бумагах стоят эмблемы и подписи другой организации, «ГлавАпу», хотя она к конкурсу отношения не имеет. Больше всего это похоже на субподряд между дружественными структурами, которые последние годы делят почти все тендеры Москомархитектуры. Но главное даже не в том, кто разработал маршруты, а в их удивительно плохой проработке, отмечают эксперты.

 

ОШИБКИ И ПРОСЧЁТЫ

«К сожалению, нормальными предпроектными предложениями этот документ назвать нельзя, эта работа больше напоминает реферат студента, впопыхах написанный в ночь перед экзаменом, — говорит Алексей Митяев. — Большая часть из полусотни страниц представляет собой обычные спутниковые снимки Google Maps». После детального изучения инициативная группа нашла в этом документе большое количество ошибок и просчётов, которые говорят прежде всего о том, что авторы документов сами на велосипеде никогда не ездили и вряд ли знакомы с его спецификой.

 

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 2.Пример исправленного проекта велодорожек можно посмотреть на странице группы в Facebook.

 

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 3.Велодорожки из плитки

Вопреки здравому смыслу и международному опыту, большую часть велодорожек в Москве авторы документа предлагают строить из плитки.

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 4.

 

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 6.Ширина дороги

Авторы собираются делать полосы в 60 см — это противоречит и нормам ГОСТа, и здравому смыслу. Ширина стандартного руля велосипеда составляет 65 см, а значит два человека на полосе попросту не смогут разъехаться.

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 7.

 

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 8.Перекрёстки и мосты

Основная задача при проектировании велодорожек — решить конфликт между пешеходами, велосипедистами и автомобилями. Авторы документа к этому даже не приблизились. Дорожки либо отнимают часть тротуара, либо прочерчены по краю проезжей части, хотя почти везде можно придумать альтернативные варианты, одинаково удобные для всех. Но самые болевые точки в плане — перекрёстки. На картах просто нарисованы синие линии, которые неведомым образом пересекают проезжую часть. Как будет организовано движение, как будет обеспечиваться безопасность её участников, не поясняется. Отдельный разговор о мостах: в некоторых случаях, чтобы продолжить маршрут, перебираться через мост придётся с велосипедом в руках.

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 9.

Вопросов к документации ещё много: фонари, например, судя по всему, будут расположены на расстоянии 300 метров друг от друга, хотя европейский опыт показывает, что оптимальное расстояние — максимум 30 метров. Про ливнестоки никто не подумал вообще, то есть велодорожка, выложенная плиткой и с двух сторон огороженная высоким бордюром, в дождь рискует превратиться в огромный бассейн.

 

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МАРШРУТЫ

Кроме общих технологических решений, в документе содержатся три конкретных маршрута велодорожек — появившийся на этой неделе госзаказ ценой 17 миллионов рублей касается их детальной проработки. «На самом деле при таких просчётах в проектировке уже не так важно, какие именно маршруты предлагают построить, — утверждает Алексей Митяев. — Это большая работа: высчитать транспортные потоки, определить места, где маршруты необходимы и где, как, например в парках, можно ездить по проторённым грунтовым дорогам. Её не провели вообще».

 

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 10.Проект трёх велодорожек в Москве будет стоить 17 млн рублей 

 

Маршрут № 1

Краснопресненская набережная  набережной Тараса Шевченко  Саввинская  Новодевичья → Лужнецкая набережная  Комсомольский проспект до причала  Олимпийский стадион «Лужники»  Фрунзенская набережная
Общая протяжённость — более 10 км

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 11.

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 15.

 

Алексей Митяев: «Этот маршрут не выполняет транспортную функцию, потому что проходит по местам, где почти нет жилых домов, а расположены офисы. Не очень удачен он и с точки зрения рекреации: идёт по пустынным местам, где никто обычно не катается, где нет мест притяжения. По Саввинской набережной, например, сейчас такое движение, что там себя велосипедистом ощущаешь как на обочине МКАДа. При этом с другой стороны реки расположены Воробьёвы горы, именно оттуда глава департамента культуры Сергей Капков хочет вести единую рекреационную зону и организовать велосипедное движение вплоть до парка „Музеон“».

 

Маршрут № 2

Станция метро «Беляево»  улица Миклухо-Маклая  Севастопольский проспект  Битцевский лес → Сумской проезд  станция метро «Чертановская»  до метро «Южная»
Общая протяжённость — 7,7 км

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 16.

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 19.

 

Алексей Митяев: «Идея соединить два округа на первый взгляд хорошая. Но вдоль парка уже существует неплохая наезженная грунтовая дорога, основная проблема велосипедистов в том месте — недостаточное освещение. При том, что Битцевский парк пользуется дурной славой, отдыхать там в вечернее время решаются немногие. А днём в парке как раз много профессиональных велосипедистов, они устраивают какие-то трамплины, в общем, используют парк достаточно активно. Было бы правильно создать в парке разветвлённую сеть дорожек и оборудовать, наконец, места для тренировок».

 

Маршрут № 3

Остановка «МКАД» в Капотне  набережная Марьинского парка  Люблинская улица → далее по межквартальным проездам до метро «Братиславская»
Общая протяжённость — 7,5 км

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 20.

Велодорожки вызвали конфликт в мэрии. Изображение № 24.

 

Алексей Митяев: «Авторы предлагают проложить дорожку вдоль Люблинской улицы с очень оживлённым автомобильным движением. Правильнее было бы использовать сеть бульваров внутри района. Ещё Люблинская улица сложная по ландшафту, и в одном месте посреди дороги стоит торговый центр, который можно обойти только по лестницам, — как их будут преодолевать велосипедисты, проектировщики не поясняют. На набережной почему-то провели дорожку вдоль ограды, вдоль которой обычно ходят пешеходы, то есть мы снова получаем обострение конфликта пешеходов и велосипедистов. Велосипедную дорогу там, где она пересекается с набережной, было бы правильнее продлить и вправо, чтобы она охватывала весь парк „850-летия Москвы“, можно было бы перевести велодорожку через мост и довести её до Коломенского».

 

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЕДОМСТВ

Хотя проект трёх веломаршрутов абсолютно сырой, победителя нового тендера должны выбрать до 20 июня, а затем начнётся строительство. Генплан, словно секретное военное ведомство, по-прежнему не даёт никаких комментариев — The Village отправлял в институт несколько обращений, но в интервью нам было отказано. Аналогично молчит и Москомархитектура. Отдельные чиновники из числа новой собянинской команды в курсе всей ситуации и согласны с тем, что проект надо отправить на доработку. Но пока преимущество, похоже, за теми, кто молчит. «Наша задача сейчас — пристально следить за тем, что происходит, — говорит Митяев. — Если бы не было шума после первого тендера, наверное, мы бы и не узнали, как продвигается работа. Чиновники тихо построили бы дорожки, которые оказались никому не нужны. Но сейчас мы верим, что те адекватные люди, которые есть в мэрии, смогут повлиять».