В рамках работы над концепцией развития транспорта в 2012–2016 годах департамент транспорта совместно с PricewaterhouseCoopers (PwC) прорабатывает не только идею пешеходных улиц в центре Москвы, но и меры по развитию велосипедного движения. До 2016 года они намерены подготовить схему велосипедного движения в столице. Получается, что сразу три ведомства сейчас занимаются развитием велодвижения: PwC совместно с департаментом транспорта, НИИ Генплана по заданию Москомархитектуры и департамент культуры Москвы, который разрабатывает схему велодорожек для парков столицы. Первая дорожка сейчас проектируется в парке «Сокольники», и разработчики приглашают к обсуждению проекта всех желающих.

 

Параллельная схема велодвижения

Концепция велосипедного движения, которая разрабатывается в департаменте транспорта, состоит из нескольких частей. На первом этапе (уже в 2012 году) в Москве должны появиться две тысячи велопарковок. До 2013 года также разработают и внедрят специальные крепления, которые позволят перевозить велосипеды на автобусах и троллейбусах.

«Первоначально такие автобусы будут ходить на маршрутах между парками, — рассказал The Village активист велодвижения Алексей Митяев, который участвовал в разработке концепции. — После того как в городе появится нормальная сеть велопарковок, можно будет устанавливать крепления на автобусы, следующие из спальных районов в центр по выделенным полосам».

Параллельно департамент транспорта намерен запустить пилотный проект полноценной велоинфраструктуры в одном из районов Москвы. Пока не ясно, какой именно район это будет, известно лишь, что речь идёт о Юго-Западном или Северо-Западном административном округе.

«Правильно было бы выбрать один район, такой мини-город, и отработать там всё, от парковок и дорожек до системы навигации. Мы намерены сделать концепцию велотранспорта для района, обсудить её с жителями на общественных слушаниях, которые мы будем проводить совместно со „Стрелкой“, потом доработать с экспертами, учитывая замечания жителей, и начать реализовывать в 2013 году, — говорит Митяев. — Все воркшопы и слушания должны пройти этим летом».

Также концепция предусматривает создание сайта для обсуждения планов дальнейшей велосипедизации Москвы. Планируется, что на нем соберут всю информацию о велоинфраструктуре с crowdsource-платформой, которая позволит привлекать москвичей к разработке маршрутов.

Департамент транспорта намерен запустить и сеть городского велопроката. Сначала пункты проката должны появиться в парках и в кластерах вроде «Красного Октября», потом распространиться на весь город.
 

 

Три велодорожки ко Дню города

Со своей стороны, Москомархитектура ещё в декабре объявила конкурс на создание схем велодвижения в столице. Тендер на проектирование велодорожек и велопарковок выиграл НИИ Генплана. Результаты их работы должны появиться к сентябрю. Но уже ко Дню города в столице обещают построить три первые велодорожки в рамках этой схемы.

Уже объявлены тендеры на строительство дорожек от метро «Беляево» до «Южной» и от Капотни до метро «Братиславская». Общая сумма контрактов — 300 миллионов рублей.

Третья дорожка должна была вести от Краснопресненской до Фрунзенской набережной. Но о её строительстве пока не объявлено. По словам Митяева, от неё решили вовсе отказаться. Вместо этого построят велодорожку, соединяющую парк «Фили», парк Победы, Воробьёвы горы, парк Горького и «Музеон». Впрочем, конкурс на проектные работы по маршруту Краснопресненская — Фрунзенская пока не отменён.

В департаменте капитального ремонта, который выступает заказчиком строительства, The Village заявили: «В ближайшее время будет объявлен конкурс на строительство третьей дорожки. Нам нужно доработать техническое задание». Уточнить, в чём будут заключаться доработки, в ведомстве не смогли.

 

Дорога через парки

Тем временем работа по проектированию велодорожек в парках уже началась. Первым местом, которое освоят велосипедисты, станут «Сокольники».

PricewaterhouseCoopers разработал велосипедную концепцию Москвы. Изображение № 1.

 

Глава департамента культуры Сергей Капков: «Я поставил задачу — сделать парки местом, где можно с комфортом покататься на велосипеде. Потом мы все парки свяжем одной сетью велодорожек. Просто глупо связывать парки, пока в них самих нет нормальной инфраструктуры. Я предложил Алексею Митяеву в первую очередь заняться „Сокольниками“ и парком „Фили“. Дорабатываться велодорожки будут и в парке Горького. Есть у нас и идея по созданию городского проката, чтобы можно было в одном месте велосипед взять, а в другом сдать, —  так это делается в европейских городах. Мы также сотрудничаем с департаментом транспорта и департаментом капитального ремонта — сейчас дорабатывается проект трёх первых велодорожек в Москве».



Дорожка в «Сокольниках»

Сейчас в «Сокольниках» есть велосипедная разметках на асфальтовых дорожках и серия не связанных между собой наезженных дорог внутри парка. Капков с помощью Митяева, лидера «Партизанинга» Антона Мейка и специалиста из Екатеринбурга Владимира Злоказова намерены создать в «Сокольниках» связную разветвлённую систему велодорожек.

PricewaterhouseCoopers разработал велосипедную концепцию Москвы. Изображение № 2.

PricewaterhouseCoopers разработал велосипедную концепцию Москвы. Изображение № 3.

 


Алексей Митяев: «Мы будем идти в двух направлениях: создавать велодорожки в рамках существующей дорожной сети и делать дорожки off-road — для тех, кому нравится кататься среди деревьев вдалеке от суеты. На картинке представлен только предварительный проект. В „Сокольниках“ где-то уже есть довольно невнятная разметка. Наша задача — продумать систему знаков таким образом, чтобы пешеходы не заходили на велосипедную зону, а велосипедисты — на пешеходную. Наша навигация не будет запрещать или указывать, это будет скорее обращение к участникам движения».

В парке также создадут «тихую зону», где можно будет учить детей кататься на велосипеде. Сейчас каждый, кто хочет кататься в «Сокольниках», может оставить свои комментарии по предварительному проекту. Разработчики приглашают всех желающих в эти длинные выходные прокатиться вместе с ними по парку и высказать свои замечания.