Уже в конце лета — начале осени в Петербурге должны появиться  «подвешенные» велосипеды — бесплатный двухколёсный транспорт, которым может воспользоваться любой желающий. Суть нового проекта Freebike проста: горожане приносят свои старые, ненужные, морально устаревшие и просто пылящиеся на балконе велосипеды в магазин «Скатпрокат». Здесь их ремонтируют, красят в единый узнаваемый цвет, а к августу-сентябрю выставляют по всему городу. Бесплатным транспортом может воспользоваться кто угодно, а доехав до нужного места, оставить велосипед для следующего желающего. Устанавливать отслеживающие устройства не будут, так же как и строить специальные пункты велообмена.

Схожая система придумана в Амстердаме, а в Петербурге её запускают «Скатпрокат» вместе с креативной группой «Идея» и журналом TimeOut. Дизайн, по которому можно будет безошибочно определить «подвешенные» велосипеды, пока разрабатывают, но скорее всего их выкрасят в белый цвет. Это отсылка к амстердамской акции, которая началась ещё в 70-х. Сдать свой ненужный велосипед для акции можно по адресу Гончарная, 7 в любой день недели.

Во многих городах мира есть также программы коммерческого велообмена. Одна из крупнейших — парижская Vélib' из 20 000 велосипедов и 1 202 пунктов, которые установлены в городе через каждые 300 метров. Чтобы взять транспорт напрокат, нужно зарегистрироваться по кредитной карте или проездному, а оставить его можно на первой встречной парковке. Первые полчаса парижане катаются бесплатно, а каждые последующие стоят от 1 до 4 евро.

В Петербурге появятся бесплатные общественные велосипеды. Изображение № 1.
Юрий Бирюков

Сотрудник велоцентра «Скатпрокат», инициатор проекта

 

Человек видит белый велосипед — это значит, что он ничей. Его можно взять, доехать куда нужно, прислонить к стеночке и пойти дальше, а после велосипедом сможет воспользоваться кто-нибудь другой.

Мы не будем никак отслеживать велосипеды, но всеми возможными для нас способами собираемся следить за их техническим состоянием и наличием в городе. Идея проста: видишь велосипед — взял, проехал, оставил. Но мы прекрасно понимаем, что, как и в Амстердаме, многие велосипеды будут разворованы. Так что полагаемся только на сознательность граждан и на то, что наберётся критическая масса людей, которые понимают, что если это белый велосипед, не нужно его красть. Мы сделаем всё, чтобы велосипеды были узнаваемы и их стыдно было бы продавать. Хотя кражи — не повод отчаиваться. В Англии, допустим, крадут десятки, даже сотни тысяч велосипедов в год. Другое дело, что люди признают проблему воровства и не ездят на дорогих велосипедах каждый день на вокзал и не паркуют их у магазинов и на остановках транспорта. Используют для этого недорогие велосипеды, которые им не так жалко потерять. Мы же пока на первом этапе — мы хотим хороший дорогой велосипед, но чтобы ездить на нём повсюду, оставлять непристёгнутым, и чтобы его не украли, и чтобы ещё и по велодорожкам. Всё сразу. Белый велосипед все смогут оставлять непристёгнутым и на нём можно будет ездить везде, и за него не нужно будет волноваться, потому что он — общий.

Все участники этого эксперимента — исключительно энтузиасты. Сейчас мы собираем велосипеды, фильтруем их. Не все велосипеды хочется подарить городу, некоторые только больше проблем вызовут. Наши механики по мере возможности приводят их в порядок. Когда накопится достаточное количество велосипедов, штук 20–50, мы подарим их городу. Мы же обязуемся их впоследствии чинить или принимать решения о целесообразности ремонта.

Наш город подвержен велосипедной сезонности. Осенью мы проведём эту акцию, посмотрим на результаты, насколько радостно она будет встречена горожанами, и продолжим её весной, даже если этот первый блин будет комом.