Сегодня рынок предлагает нам огромное количество моделей и разновидностей велосипедов, предназначенных для разных случаев жизни, стилей катания, возрастных категорий итд. Всем давно известны такие виды как bmx, шоссейные, кросс-кантрийные, даунхильные и городские велосипеды.

Но в тоже время, мало кто из нас догадывался, что в велосипедном мире существуют и другие реальности – что есть свои велосипедные Роллс-Ройсы и Кадиллаки, который создаются в небольших мастерских и собираются вручную буквально по винтикам. Это настоящие произведения искусства, которые привлекают внимание всех вокруг. А авторы этих творений каждый раз доказывают всему миру, что велосипед не только можно, но и нужно изобретать снова. Речь идет о вело-кастоме.

Термин кастом (custom – англ. изготовленный, сделанный на заказ) пришел к нам из области автомобилестроения середины прошлого века. Им обозначали работы по видоизменению кузова авто, а также все превращения, которые происходили под капотом. Все началось в 30-х, когда Генри Форд представил миру модельный ряд автомобилей 1932ого года с двигателем V8 Flathead. Так был рожден хот-роддинг и кастомайзинг каким мы знаем его сегодня. По всей Америке, и конечно же в Калифорнии, пионеры движения начали устанавливать этот культовый двигатель практически во все автомобили, в которые он помещался. 1932 год стал классикой кастома (Kustom Klassic).

Кастом-байки – это кульминация искусства велостроения как идеологии. По сути, это городские велосипеды нестандартных форм и модификаций, которые были созданы именно для создания определенного визуального впечатления. Эти велосипеды поражают и вдохновляют. Они созданы для того, чтобы выделяться среди других. Они привлекают внимание и заставляют прохожих оглядываться. Каждый, кто садится на кастом-байк автоматически становится обладателем эксклюзивного средства передвижения, которым восхищаются другие.

Среди кастом-байков принято выделять три основных вида велосипедов: круизер, чоппер и лоурайдер.

История велокастомайзинга начиналась именно с круизера, когда в прошлом веке в Америке, когда 22 октября 1895 года два друга Игнас Швин (Ignaz Schwinn) и Адольф Амонд (Adolph Amond) открыли в Чикаго свою первую фирму по производству велосипедов «Amond, Schwinn & Со». Фирма уже через несколько лет стала лидером в производстве спортивных велосипедов, а имя Schwinn стало известным всей Америке. В 1933 году, в то время, когда велосипедный бизнес переживает упадок, фирма выпускает первый круизер B-10E Motorbike, максимально напоминающий мотоцикл, и использует при производстве камерные покрышки (впервые в истории велостроения!) и раму усиленной конструкции. Эта модель мгновенно приобретает сумасшедшую популярность, потому что открывает перед ее владельцами новые возможности и эмоции. В 1936 году фирма сделала ряд открытий, повлиявших на развитие велокультуры в целом и давших толчок для появления революционно нового велосипеда.

Уменьшение веса колеса за счет сужения велосипедной покрышки, изобретение дугообразной рамы (основной детали дизайна любого круизера), появление нового, более широкого руля – все это вывело фирму Игнаса Швина на мировой уровень, а его имя благодаря этим открытиям навсегда вошло в историю, как родителя всего круизер-движения. Новый всплеск круизер-движения пришелся на 80–90-е годы, когда наряду с единственным в Америке производителем этих велосипедов «Schwinn Auto Cусles» появляются фирмы «Dyno», «КНЕ Соmpany», «Nirve», «Kustom Kruiser» и «Aero-Fast» а также множество частных производителей.

В середине 50х кастомазинг в Калифорнии был в полном расцвете. В мае 1959ого появилась фотография Ральфа Баргера по кличке «Сонни» (Ralph “Sonny” Barger) на мотоцикле, который в последствии стала эталоном мотокастомайзинга. Определяющими стиль стали следующие элементы: отсутствие на раме лишних деталей, не имеющих непосредственного отношения к движению, также, для уменьшения веса, срезана половина заднего крыла, установлен высокий руль “ape hanger” и конечно же вытянутая вперед вилка. Такой процесс кастомизации мотоцикла получил название чоппинг (chop – англ. рубить). Соответственно сами мотоциклы прозвали чопперами.

В велокастоме чоппер – продукт любви и подражания мотокастомайзингу. Калифорнийские дети тоже хотели выглядеть круто, как их старшие братья. Для этого на свои велосипеды они устанавливали мотоциклетный руль “ape hanger” и сидение предназначенное для велосипедного поло … да, именно та игра в которую играет Принц Чарльз верхом на лошади. Только круче. Сидение было длинное и поддерживалось спинкой очень напоминающей мотоциклетную. С такими модификациями, проведенными на заднем дворе, велосипед приобретал очертания мотокастома и мог носить гордое название – чоппер. Такая кастомизация стала настолько популярна на западном побережье, что Эл Фриц (Al Fritz), дизайнер, в то время уже гигантской компании Schwinn, заметил калифорнийские чопперы. Вернувшись в Чикаго за тысячи километров, он построил такой же 20ти дюймовый велосипед и показал начальству сверхконсервативной корпорации. Босов не впечатлила новинка, но Эл настоял на своем. В июне 1963ого года первый Schwinn Stingray попал на прилавки дилеров по всей Америке. Эта модель имела ошеломительный успех, тысячи были проданы за первый месяц…началась новая эра в велосипедной истории.

В начале 90-х на ряду с круизерной линией, именитые фирмы производители, зарекомендовавшие себя на поприще велокастомайзинга, добавляли в модельный ряд, как правило несколько чопперов. Так появились знаменитые чопперы Felt Bandit, Nirve Switchblade, Electra Rat Fink, 3Gbikes Choppermeister. В наше время можно сделать уникальный велосипед на заказ у мастеров, известных на весь мир своими чудо-чопперами, например Марти Идена (Marty Eden) или Дона Чоппера (Don Chopper). Так же существуют организации поклонников этого вида велосипедов, которые каждый год собираются, чтобы продемонстрировать свои новые творения и поделиться бесценным опытом. Это такие клубы, как Freakbike Militia (FBM, Флорида) и SCUL (Subversive Choppers Urban Legion, Бостон).

Кстати принципиальное использование буквы «k» в слове “kustom” связано с деятельностью известного автокастомайзера Джорджа Барриса (George Barris), который первым предложил понизить клиренс автомобилей – так в середине 60х свет увидел новое направление в кастомизации – лоурайдеры (low – англ. низкий, ride – англ. поездка). Как и в случае с чопперами, молодежь начала переносить основной принцип новой тенденции автокастома – занижение – на свои велосипеды. А что стояло у них в гаражах после велобума 63ого? Правильно все тот же Schwinn Stingray! Так в истории велокастомайзинга открылась новая страница низких, переделанных до неузнаваемости велосипедов – лоурайдеров.

На арену выходят латиноамериканцы. Эти велосипеды были особенно близки им по духу: обилие хромированных деталей делало их очень похожими на лоурайдер-кары. То есть это двухколесное чудо было маленьким прототипом чуда четырехколесного. Группа молодых East Los Angeles Chicanos начала еще больше модифицировать раму: заваривали пространство между трубами – так появлялось больше площади для нанесения аэрографии. Добавляли новые детали к оформлению: зеркала, витые элеметы. И, конечно же, эти ребята старались сделать клиренс своих кастомов как можно меньшим – самым простым и действенным способом было выгибание передней вилки. О да, крутая длинная вилка-спрингер стала основополагающим элементом в постройке лоурадер-байка. От латиносов культура лоурайдинга начала покорять США, а потом и мир. Сейчас лоурайдеры особенно популярны среди хип-хоп субкультуры и даже проложили путь в гламурный R’n’B, где эти модные велосипеды заняли свое законное место среди бриллиантов и дорогих автомобилей.

Хорошие вещи в рекламе не нуждаются! Любовь и приспособленность некоторых европейские стран к велосипедам известна далеко за пределами этих государств. В Нидерландах, Дании и Германии, например, без велосипеда, как без рук. Вот тут-то и начинает играть фантазия, когда крутишь педали практически с рождения. Вполне логично, что на данный момент именно в этих странах велокастомайзинг является максимально развитым и популярным. Практически в каждом небольшом городке, есть клубы любителей кастом-байков.

В велокастом клубах принято поддерживать контакт между участниками, в этих целях организовываются круизы – совместные катания на велосипедах в колонне по предварительно обговоренному маршруту, открытия и закрытия круизных сезонов, соревнования по драг-рейсингу и кастомайзингу.

Кастомайзинг открывает для каждого человека неограниченные возможности для воплощения своих задумок, фантазий и проектов. Все, что для этого нужно – это желание, терпение, и ваш уникальных и полностью эксклюзивный велосипед готов!!

Конечно, после всего пройденного хотелось бы поделиться опытом и похвастаться результатом. А где это лучше всего сделать? Конечно в том месте, где соберется огромное количество единомышленников и таких же ненормальных, повернутых на великах психов, как ты! Именно поэтому уже несколько лет подряд в Европе и США проходят велокастом фестивали, на которых можно ознакомиться, как с новинками велоиндустрии, так и с уникальными работами умельцев со всего мира. Такие мероприятия притягивают сотни фанатов из самых отдаленных уголков планеты.

Украина тоже не отстает от своих западных коллег. Идея создания организации, которая могла бы объединить людей, заинтересованных в кастомайзинге, продвигать велокастом культуру и просвещать общественность, вынашивалась давно. И вот наконец, в прошлом году группой инициативных киевлян был организован велокастом клуб «Pride Kustoms». За год активной деятельности его участников, удалось несколько расширить географию клуба – так появились представительства в Чернигове и Одессе. Также клуб поддерживает тесную связь с единомышленниками зарубежом, с московским Р.А.С.Т.А.байк и амстердамским Chopperdome.

На данный момент клуб занимается разработкой собственного сайта www.pridekustoms.com, на просторах ЖЖ действует коммьюнити http://community.livejournal.com/pride_kustoms/, где можно обсудить понравившиеся модели велосипедов, вынести на всеобщее обозрение свои проекты, поговорить о развитии кастомкультуры или просто договориться о круизе.

В планах на ближайшее будущее конечно же оборудовать собственную мастерскую, чтобы воплощать в жизнь саме смелые идеи и собрать как можно больше поклонников кастом-байков. Ждем всех, кому есть что нам рассказать и кто хочет знать большего!