Bmx , а если быть точнее то Bicycle Moto Extreme, означает Вело Мото Экстрим.

Версий о происхождении этого вида спорта очень много, основная - основателем стал американец Gary Turner (Гари Тёрнер) (основатель фирмы GT), который разработал специально для своего сына небольшой велосипед, чтобы тот мог гонять по взрослым мото-трассам. Вот и появился вид великов – bmx и первая дисциплина – рейсинг (racing).

Bmx стал очень популярным, а вот рейсинг многим казался скучным, поэтому сами сабой появились стили: стрит (street), флэт (flat), верт (vert) и дерт (dirt).

Первые же соревнования прошли в 1976-78 годах, поэтому совсем нельзя говорить, что bmx – это молодой вид спорта ))).

Байки того времени были совсем не похожи на современные bmx, хотя лидерами были GT и Haro. Тормоза тогда были сделаны из пластика, так как хромовых ободов – не было.

Первым настоящим фристайл-байком был Haro Sport. У него были опускающиеся пеги, тормоза mags и GYRO (система, которая позволяла вращать руль на 360 градусов, не запутывая тормозные тросики). Пеги тогда наворачивались на ось, что довольно часто приводило к поломке оси. В 1988 байки начинают постепенно переходить на 990е тормоза.

Новый зрелищный вид спорта подхватила Американская Фристайл-Ассоциация (AFA). Она объединила сотни райдеров-гонщиков, флэтлэндеров, и фанатов верта, которые начали следовать традициям AFA и надевали полную защиту. В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на 4 группы: от 13 и младше, 14-15, 16-18, 19 и старше. Флэтлэнд занимал ведущее место. Для примера в одном из состязаний было 120 участников в категории 16-18 среди экспертов по флэтлэнду. Лучшие райдеры соревновались как во флэте, так и в верте. Среди множества спортсменов наиболее выделялись Matt Hoffman (Мэтт Хоффман), Dennis McCoy (Дэннис МакКой), Rick Thorn (Рик Терн).

Время с 1989 по 1991 года – 3 года, в которые bmx как спорт исчез. Соревнования прекратились, райдерам надоело тратить огромные деньги на покупку запчастей и починку велосипедов. Культура bmx на время просто исчезла.

Но спустя 3 года, начался новый этап развития bmx. И на этот bmx очень сильно повлияли: New school стиль – трюки стали напоминать акробатику и разработки велосипедных компаний, нацеленные на увеличение прочности и долговечности деталей.

К примеру, компания Standard Industries представила первую длинную закаленную ось для фристайла, что позволило использовать пеги с новой технологией крепления - deep socket bolt on (они прикручивались болтом, как на современных байках).

Но все же наибольшая заслуга в "новом" развитии фристайла принадлежала Мэтту Хоффману, понимавшему желание райдеров участвовать в соревнованиях, не ограничивающих их стиль катания правилами. Он провел BS - Bicycle Stunt - серию соревнований. Это были первые соревнования, доказавшие, что чем меньше правил и чем "безбашеннее" участники, тем лучше. Соревнования были открыты как для профи, так и для начинающих. Серия BS была началом для X-Games и B3 (X-Trials). Дэннис МакКой выиграл BS, и по итогам года стал лучшим.

Появился журнал «Ride», который представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал. В «Ride» даже допускались нецензурные слова.

Hoffman Bikes раскрутились и уровень катания начал подходить к высшей точке своего развития. Похоже, это был лучший год для соревнований. GT и Haro опомнились и начали переделывать свои байки.

В 1995 телевизионный канал ESPN начинает активно продвигать bmx, а Хоффман завязывает с соревнованиями и вплотную начинает заниматься байками. BS переходит под контроль ESPN, которые, в первую очередь, убирают из соревнований начинающих, объясняя это тратой времени, а потом избавляются и от флэтлэнда. В 1996 ESPN настаивает на исключении флэта из X-Games (бывший BS).

И вот настает эпоха стрита. Площадки меняются от места к месту, разное расположение трамплинов заставляет райдеров кататься по-разному в каждом новом месте.

Чтобы совсем уж ограничить число райдеров, ESPN стало допускать к участию 30 человек в каждом классе по предварительной регистрации.

Сейчас bmx в Европе и Америке очень популяен, а среди ежегодно проводимых соревнований такие как: X-Games, Beach Bash (дисциплина верт), турнир King of Dirt, турниры на кубок Red Bull, Urban Games. Каждый штат или город изобилует скейтпарками, что обеспечивает людей в каждодневных тренировках, дает возможность молодежи самореализовываться и выпускать свою безумную энергию в мирных целях.

В России bmx начал развиваться в 1990-е годы и опять с рейсинга.
Сейчас же bmx очень популярен, особенно дисциплины Freestyle, это все кроме рейсинга ))).

Bmx отличаются от других велосипедов повышенной прочностью рамы и вилки, для надежности при выполнении трюков. У bmx низкая рама, небольшие колеса ( 20 дюймов-примерно 50 см). Маленький размер велосипедов bmx означает высокую маневренность, а большое передаточное отношение звезд — большую скорость. На многих bmx велосипедах стоит система под названием гироротор, который даёт возможность крутить руль вокруг своей оси без ограничений или крутить раму вокруг руля, не запутывая тормозные тросики. Стандартный материал из которого изготовляются компоненты bmx - это хромомолибден 4130. Он легче стали и при этом такой же прочный. Также бывают титановые компоненты. Преимущество титана в том, что при весе в 1,5 раза меньшего, чем у хромомолибдена он сохраняет свою прочность. BMX разных дисциплин отличаются друг от друга.



Стрит (с англ. street – улица)
- 95% начинающих райдеров выбирают именно его. Стрит разнообразен гриндами (скольжение по граням). Для выполнения трюков используются любые естественные фигуры, которые встречаются на улицах города это перилла, грани, парапеты, лавки, памятники, столики, лестницы и т.д. Стрит – это постоянно развивающийся и свободный стиль. Велосипеды для стрита мало чем отличаются от велосипедов для дертa и вертa, единственное что у большинства нет тормозов и пег. Для этого стиля важен вес велосипеда.

Флэтленд (с англ. flatland – ровная поверхность) это самый безопасный стиль, катаясь в котором, все трюки исполняются на ровной поверхности. Флэтленд заключается в умении хорошо держать равновесие и ловкости. Велосипед для флэтa достаточно лёгок. Не удобен в обычной езде поскольку у него короткая рама. Пеги менее длинные и более толстые, чем у стритовых bmx.

Дерт (с англ. dirt – грязь) – это самый агрессивный, опасный и достаточно зрелищный стиль. Все трюки выполняются в воздухе при вылете с трамплина. Обычно дерт строят из земли, и представляет он собой последовательность земляных трамплинов. Велосипеды для дертa тяжёлые и крепкие. Пег нет, тормоз только задний. В отличии от стритовых, вес здесь не так сильно важен. Главное для dirt-ого велосипеда это большая прочность.

Верт (хаф-пайп) (с англ.- вертикаль)- катание в специальной 90-градусной рампе 4-5 метров. Подразумевает собой высокоамплитудные прыжки и выполнение различных трюков. Велосипеды для верта достаточно тяжёлые и крепкие, используются все 4 пеги и оба тормоза.

Рейсинг – это соревнование на специальной сравнительно короткой (от 300 до 600 метров) трассе, напоминающей трассу для мотокросса, которая обязательно включает от 6 до 12 заранее подготовленных препятствий и от 3 до 6 поворотов. На старт выходят сразу восемь спортсменов. В нашей стране очень много клубов bmx-рейсинга. Велосипед для рейсинга очень лёгкий, рама сделана из алюминия, передние тормоза отсутствуют, колеса 24 дюйма.

Материал подготовила Наталия Галаев

Источник www.girlswhoride.ru