22 июля в арт-пространстве «Дом Роста», расположенном на улице Белинского 9, открывается выставка велосипедных звонков и холстов, расписанных художниками-иллюстраторами.

Проект Ding dong! возник под впечатлением от «Стыковок», которые устраивал закрывающийся магазин Луноход-1 (кстати, сейчас там идёт распродажа всех дизайнерских игрушек), и от фотографий велосипедных звонков из Торонто. Подкрепилась идея личным опытом организаторов.

Так стало ясно, что звонок может быть не только функциональной вещью, но и арт-объектом, стать исходной точкой для коллективной выставки.

Звонок Юли Григорьевой

Ding dong! находится на стыке художественного и социального. С одной стороны это арт-выставка, в которой приняло участие около 30 иллюстраторов, с другой — это лишнее напоминание о том, что велосипед можно использовать не только для тренировки мышц и занятий спортом, но и для передвижения по городу без ущерба удобству, внешнему виду и привычному образу жизни.

Не секрет, что очень многие из нас мечтают о том, чтобы в России тоже появились велодорожки, удобные велопарковки, а перемещаться на велосипеде стало безопасно и просто, как в Голландии или Дании, где человек на велосипеде главнее и автомобилей, и пешеходов.

Копенгаген (Источник)

На сегодняшний день в России ситуация такова, что, с одной стороны, количество людей, у которых есть велосипед, невероятно велико: чуть ли не в каждой квартире стоит по одному, а то и по два велосипеда. Иногда они свисают с балконов, иногда пылятся на лестничных клетках, иногда стоят в прихожих. С другой стороны, для большинства велосипед остаётся чем-то из разряда хобби: на нём можно совершить вечернюю прогулку по парку, проехать 20 км в качестве тренировки, пойти в туристический поход.

Тех, кто мыслит велосипед как средство передвижения — съездить в магазин за продуктами, забрать ребёнка из детского сада, поехать на работу — всё ещё крайне мало даже по сравнению с такими не самыми велосознательными странами, как Эстония, Польша, США, не говоря уже о Финляндии, Германии, Франции, Швеции и тем более Голландии и Дании.

Во многом, как мне кажется, это происходит по двум причинам:

  • Сложившиеся стереотипы о велосипедистах и велосипеде в целом, которые усиленно подпитываются СМИ, производителями горных велосипедов и обитателями ортодоксальных велофорумов.

Велосипед с 21 передачей, амортизаторами, грозной резиной, который ещё и стоит 30 тысяч, а лучше все 50 — такой выбор одобрят и поддержат. И ещё посоветуют взять шлем, велокомпьютер, gps-навигатор, правильную обувь и правильную велоуниформу.
Многие ловятся на эту удочку и выкладывают круглые суммы только для того, чтобы раз в месяц кататься по асфальтовым дорожкам.

Человек на старом ситибайке советских времён без передач и пёстрой расцветки или просто на велосипеде не крутой марки, да ещё и без шлема, сразу причисляется к разряду жалких любителей, которые, по мнению велопуристов, ничего не смыслят в велосипедном деле и, скорее всего, даже кататься толком не умеют.

  • Отсутствие велоинфраструктуры — сети велодорожек; велопарковок у входов в магазины, школы, университеты, банки; веломастерских; веломагазинов, где можно купить качественный недорогой ситибайк и надёжный замок.

Утро в Копенгагене (Источник)

В 2008 году в Петербурге открыли велодорожку вдоль проспекта Луначарского, в 2009 — вдоль Софийского шоссе, в мае 2010 — на Крестовском острове. Кроме того, существуют ещё две велодорожки — около Сестрорецка и озера Разлив. Во всех этих случаях речь идёт об отдельных дорожках, которые, во-первых, не образуют даже подобия сети, а, во-вторых, находятся не только далеко от центра города, но и от тех маршрутов, которыми люди едут на работу (обычно это направление «спальные районы — центр»). То есть подразумевается, что сначала до велодорожки надо доехать, потом прокатиться по ней туда-обратно несколько раз, а потом с чувством выполненного долга поехать домой.

Велодорожка на окраине Петербурга (Источник)

При всём одобрении и поддержке, которую хочется выразить правительству Петербурга, делающему хоть какие-то шаги в нужном направлении, такие бесполезные и непродуманные проекты наводят на пессимистичные мысли. Очень похоже, что это лишь неуклюжая попытка показать мнимую заинтересованность или, опять же, дать понять, что велосипед — это для прогулок в парках, а не для передвижения по городу. Очевидно и то, что создание дорожек рассматривается с позиций развития спорта, а не сети городского транспорта, способной разгрузить дороги и сделать город приятнее для жизни.

Может показаться, что ничего хорошего нас не ждёт и проще переехать жить в Голландию, чем дождаться сдвигов у нас. История развития велоинфраструктуры разных стран показывает, что появляется она далеко не сразу — это долгий путь, на который влияет много разных факторов.

Далеко не последнюю роль играет сложившееся отношение к этому вопросу в обществе. На сегодня оно примерно такое: «Велосипед — это для профессионалов. Он нужен для прогулок в парке, но не больше. Велосипед без скоростей и не топовой марки — это несолидно. Ездить на велосипеде по городу — опасно для жизни. По городу ездят только те, у кого нет денег. Если велосипед оставить без присмотра даже на 5 минут — его точно украдут».

Нельзя в одиночку повлиять на принятие того или иного закона, но можно повлиять на общественное мнение. Естественно, это влияние будет небольшим, но в какой-то момент оно станет заметным.

Кто 3 года назад знал о велосипедах с фиксированной передачей? В Москве было от силы 5 человек с такими велосипедами, в Интернете — пара тем на велофорумах, где фиксы страшно критиковались. Осенью 2008 года Вася написал статью на LAM, вызвавшую резонанс среди читателей сайта, вскоре появился сайт fixedgearmoscow.ru и вот сейчас это маленькое и активно развивающееся сообщество насчитывает полсотни человек, проводит регулярные мероприятия, а «Место» собирается открывать веломагазин и мастерскую.

FixedGearMoscow на Faces & Laces (Источник)

Вот другой пример: Адамс Кэролл, экспат из Портлэнда, обосновавшийся в Петербурге, каждую субботу приезжает в Соляной переулок с инструментами и запчастями и любому желающему бесплатно чинит велосипед. Назвал он свою затею Bikeshop. Кроме того, он может научить, как обращаться с велосипедом, чтобы потом иметь возможность самостоятельно починить какую-нибудь поломку.

В Америке такие проекты не новы: Austin Yellowbike Prject, The Bike Dump, Sacramento Bicycle Kitchen, Recyclore, — это веломагазины, в которых работают волонтёры. Там можно купить подержанный велосипед, можно прийти и бесплатно воспользоваться инструментами, чтобы починить свой, можно научиться, как это делать. Тоже бесплатно. Кто знает, может, в дальнейшем из затеи Адамса в Петербурге вырастет нечто подобное.

Или такой: Вика и Петя под именем Velomelo шьют сумки на велосипед для багажника и руля. Получаются штучные, красивые и функциональные вещи, какие не сыщешь во всей России. Кому не нравятся корзинки — вот чудесная альтернатива.

Сумка Velomelo

Пока что они продают свои сумки через Интернет или на различных маркетах, но совсем недавно сумки Velomelo появились и в нормальном магазине — их можно посмотреть в живую и пощупать в магазине Саша и Паша Workshop, который находится на Караванной улице 7.

Все эти примеры — личные инициативы отдельных людей, которые напрямую не призывают к действиям, не устраивают революцию, но показывают, как бывает. По мнению организаторов, проект Ding dong! стоит в одном ряду вместе с ними. Такие маленькие и незначительные штрихи постепенно меняют общую картину. И, кто знает, какими будут Петербург и Москва через несколько лет, если уже сейчас заметно, что велосипед становится частью нашей повседневной жизни. По крайней мере, в тёплое время года.


Выставка Ding dong!
Открытие: 22 июля в 19:00
Часы работы: с 17:00 до 21:00
Продлится с 22 по 28 июля
Вход свободный

Адрес: Петербург, ул. Белинского, д. 9, арт-пространство «Дом Роста», 5 этаж.