В рамках международного конкурса Archiprix, который впервые принимает Москва, в город съехались архитекторы со всех стран. Последнюю неделю они участвовали в воркшопе «Стрелки» изучали различные инфраструктурные объекты города, выявляя основные городские проблемы и придумывая способы решить их.

 

Военные объекты

Проблема

Изучив военные объекты, расположенные в Москве, группа назвала их положение парадоксальным: они являются важной частью облика города, но доступ к ним для московской публики закрыт, они огорожены, и никто не знает, что там происходит.

  

Предложения

Группа предлагает наряду с Днём Победы, когда демонстрируется военная мощь государства, провести в Москве 10 мая День перемен. В этот день горожане должны получать доступ на военные объекты, где следует устраивать специальные программы. Группа фантазировала, как могли бы выглядеть листовки, рекламирующие этот день.

Как могли бы выглядеть листовки Дня перемен. Изображение № 1.Как могли бы выглядеть листовки Дня перемен

 

Зелёные пространства

Проблема

Группа исследовала зелёные зоны в Москве. Исследователи отмечают, что зелёные зоны — не проблема, а достоинство города, предмет зависти других европейских столиц. Молодые архитекторы исследовали Битцевский парк и небольшое зелёное пространство в Бутове и придумывали, как сделать их более удобными для людей — то есть прежде всего пытались понять, кто туда ходит и что этим людям нужно.

  

Предложения

Группа исследователей отмечает, что оба парка, которые они изучали, больше похожи не на парки в их понимании, а на лесной массив посреди города. Там нет никаких активностей — просто деревья, птицы, тропинки… Архитекторы, впрочем, отмечают, что, насколько им удалось понять из общения с местными жителями, это скорее достоинство. То есть в этих парках не нужно ничего придумывать.

Группа сосредоточилась на том, что можно сделать с пространствами на границах парков. Зачастую они заняты старыми гаражами или другими объектами непонятного назначения. Группа подготовила несколько предложений по благоустройству этих зон и по общему продвижению парков среди местных жителей.  

Archiprix: 6 предложений молодых архитекторов по развитию Москвы. Изображение № 11.

 

Связность

Проблема

Группа исследовала общую связность территорий города и пришла к выводу, что городское пространство используется неэффективно: в Москве очень много закрытых территорий, куда нельзя ходить, но где при этом ничего не происходит. У «РЖД» очень много таких территорий, 30 % железнодорожных объектов не функционирует. При этом они разрывают городскую среду, потому что нет достаточного количества мостов и связей.

Дороги в Москве очень широкие, но при этом дорожная сеть явно развита недостаточно: в городе не хватает небольших улиц, которые прорезали бы микрорайоны, позволяя общественному транспорту лучше функционировать. Вдоль таких улиц могли бы появиться маленькие магазины, семейные кафе. 

  

Предложения

Группа предложила создать в Москве новую сеть связей. Для этого есть как простые решения (например, строительство мостов), так и более сложные, такие как возведение целых уровней над железнодорожными путями. При этом на месте неиспользуемых железнодорожных путей можно прокладывать велодорожки, трамвайные пути или другие функциональные инфраструктурные объекты. 

Archiprix: 6 предложений молодых архитекторов по развитию Москвы. Изображение № 19.

 

Стандартизация

Проблема

Группа исследовала улицу Новый Арбат c нескольких точек зрения: каким был Арбат в 60-е годы и какой он сейчас; как используются здания, расположенные там; как используются общественные пространства; кто пользуется сейчас пространствами Нового Арбата. Помимо нескольких общественных объектов, таких как кинотеатр и библиотека, помещения заняты также жильём, офисами и отданы под торговлю. Тротуары занимают машины, которые паркуются подчас очень странным способом; реклама, кажется, никак не регулируется.

  

Предложения

Группа предложила несколько способов регулировать проблемные точки: уменьшить количество личных машин, стимулируя развитие общественного транспорта; расширить общественные пространства за счёт крыш зданий. К тому же группа обнаружила, что большие площади в домах Нового Арбата продаются — это огромный потенциал для дальнейшего развития.

Арбат. 1986 год. Изображение № 28.Арбат. 1986 год

 

Персонализация

Проблема

Группа работала над проблемой персонализации города и сконцентрировалась на трёх уровнях: микрорайоны и личные пространства, микрорайоны и общественные пространства и пространства в центре города. Группа пришла к выводу, что в Москве очень мало возможностей приспособить место под себя: мы покупаем квартиры с существующей планировкой, общественные пространства — дворы — также стандартизированы. 

  

Предложения

Группа попыталась найти на каждом уровне какие-то дополнительные возможности для персонализации пространства. На уровне квартир таким потенциалом обладают балконы. На уровне района группа предлагает освободить и использовать в качестве общественных пространств первые этажи домов — их можно соединить между собой в рамках подъездов и в рамках целого района. Также во дворах можно устанавливать переносные конструкции-беседки.

Группа также считает, что центр города помогут персонализировать рынки. Несмотря на то, что власти в борьбе за «цивилизованную торговлю» уничтожают рынки, они могут играть полезную для городского пространства роль.

Ещё одно предложение — поставить по всему городу специальные столбы, которые можно использовать для создания временных пространств под выставки или мероприятия, например натянув на них тент.

Archiprix: 6 предложений молодых архитекторов по развитию Москвы. Изображение № 38.

 

Школьные площадки

Проблема

Группе предложили интересный и необычный объект для исследования — школьные площадки. Результаты исследования показали, что в Москве существует четыре основных типа школ. Каждая школа имеет обширную прилегающую территорию. При этом школьные площадки занимают общую площадь в 1,7 гектара, что в 23 раза больше, например, парка Горького. При этом никто особо не задумывается, как правильно организовать и использовать эти территории.

  

Предложения

Прежде чем предлагать что-то, архитекторы решили спросить детей, чем бы они хотели заполнить школьные площадки. Большая часть детей хотела бы устроить там парки, зоопарки, игровые площадки и роллердромы. Архитекторы сформулировали для Москвы 36 предложений, как могли бы выглядеть школьные площадки, чтобы стать местом взаимодействия местных жителей. Приводим некоторые из них.

Расположение школ в Москве. Изображение № 52.Расположение школ в Москве