Чаевые — это отличный способ оценить работу заведения и поблагодарить человека за его профессионализм. Официантам оставить на чай могут все: механизм благодарности в этом случае исключает прямую передачу денег, что развязывает клиенту руки. Но когда дело доходит до чаевых сотрудникам тех мест, в которых нет книжек для счёта, как в ресторанах, многие теряются. The Village попросил сантехника, мастера по маникюру, стилиста-парикмахера, системного администратора и таксиста рассказать, как оставить на чай так, чтобы никто из участников процесса не чувствовал себя неловко. 

 

   

Парикмахер, таксист, специалист по маникюру и сантехник о том, как правильно давать чаевые. Изображение № 1.

Николай

стилист Annie Hall

Чаевые — это выражение уважения к моей работе, проявление благодарности, поэтому они важны. Большая часть клиентов их оставляет. Давать их нужно спокойно: те, кто не испытывает стеснения, могут поблагодарить стилиста, дав ему деньги в руки после стрижки. Если вы чувствуете себя неловко, привлеките к процессу менеджера или оставьте деньги на стойке, уходя. Сколько процентов от стоимости стрижки должны составлять чаевые, каждый клиент решает сам, примерный диапазон — от 10% до 30%. Самые большой «чай» я получил во время работы в Tony&Guy — мне дали 100 евро одной бумажкой. Но в этом вопросе важно не количество денег, а сам факт: оставляя стилисту на чай, вы показываете, что его работа вам понравилась. 

   

Парикмахер, таксист, специалист по маникюру и сантехник о том, как правильно давать чаевые. Изображение № 2.

СЕРГЕЙ

сантехник youdo.ru

О стоимости оказываемой мной услуги мы с клиентом договариваемся заранее. Чаевые мне иногда оставляют, но это случается скорее эпизодически, чем регулярно. Обычно это происходит в двух случаях: если объём работы превысил названную цену (например, когда в процессе починки требуется выйти купить недостающие детали или обнаруживается необходимость в дополнительных работах) или если клиент очень доволен оказанной ему услугой. Мне радостно видеть, когда люди довольны моей работой. 

Вообще клиенты бывают очень разные. Есть люди, которые не слишком беспокоятся по поводу суммы, в которую обойдётся услуга, а есть такие, которые всё время в чём-то тебя подозревают. За время сотрудничества с youdo.ru я выполнил 134 заказа, а чаевые получал максимум раз десять. Дают иногда рублей 100–200, но бывает, что доходит и до 25% от стоимости услуги.

Я беру оплату наличными, к ним иногда добавляют какую-то сумму, и бывает, что я обнаруживаю это уже потом. Например, недавно я помогал девушке, которая занимается организацией свадеб. После того, как я всё сделал, она отдала мне оплату в красивом конверте с надписью «Спасибо» — и там была сумма, превышающая стоимость услуги.

 

Если клиент не оставляет на чай, мастер, безусловно, расстраивается, особенно если клиент ушёл довольным и счастливым

 

Нужно помнить, что чаевые в сфере услуг — это самый главный мотиватор. Для людей, которые работают руками, чаевые — это возможность купить что-то своей семье. 

   

Парикмахер, таксист, специалист по маникюру и сантехник о том, как правильно давать чаевые. Изображение № 3.

Сергей

топ-мастер
по маникюру
и педикюру Peggy Sue 

Клиенты чаще всего оставляют чаевые после проведённой услуги в качестве комплимента за хорошую работу. Но, к примеру, если это постоянный клиент, который знает мастера, он может приготовить чаевые до процедуры, чтобы потом не испортить покрытие. Обычно они составляют не меньше 10% от суммы. Но конечно, всё зависит от клиента и от того, насколько он доволен.

Максимальные чаевые, которые я получал, — 50% от стоимости услуги. И это, кстати, был случайный клиент, который в дальнейшем стал постоянным.

Если вы испытываете неловкость, можно обратиться за помощью к администратору салона. Ещё один способ оставить чаевые непринуждённо, — положить деньги на рабочее место мастера. И не нужно стесняться давать деньги лично в руки.

Клиенты часто оставляют чаевые. Есть и такие, которые принципиально этого не делают. Если клиент не оставляет на чай, мастер, безусловно, расстраивается, особенно если клиент ушёл довольным и счастливым, выразив лишь слова благодарности. Но бывают разные случаи — например, клиент расплачивается картой, а наличных нет, либо просто замешкался и забыл.

   

Юрий

таксист GetTaxi

Такси работает по смешным тарифам: поездка стоит минимум 420 рублей. Такая сумма сделана специально, чтобы клиентам было удобно оставлять чаевые. То есть тарифы предполагают чаевые, они заточены на то, чтобы пассажир отдавал водителю более крупную сумму. 

Когда клиент расплачивается со мной, я показываю, что готов дать сдачу, но не тороплюсь этого делать. Иногда мне говорят: «Сдачи не надо», но вообще я готов дать её всегда и ничуть не расстраиваюсь, если приходится.

Конечно, бывает и такое, что клиенты расщедриваются. Недавно был такой случай: один клиент перепутал Внуково с Шереметьево. Ему нужно было кого-то встретить во Внуково, но почему-то он направил меня в Шереметьево. Когда мы обнаружили ошибку, пришлось разворачиваться и ехать обратно. Но поскольку мы успели встретить нужного клиенту человека, он дал мне на чай 5 000 рублей — больше ста процентов от стоимости услуги.

 

Я спокойно отношусь к ситуациям, когда чаевые не оставляют. Иногда даже вожу людей бесплатно 

 

А если поехали правильно — больше 1 500 не оставляют. Такое несколько раз было: клиент благодарен за качество оказанной услуги. 

Я спокойно отношусь к ситуациям, когда чаевые не оставляют. Иногда даже вожу людей бесплатно — особенно в тех случаях, когда они начинают ныть о том, как дорого стоит поездка, что я их граблю и т.д. Я им говорю: давайте я вас бесплатно довезу? В результате многим становится стыдно, и они платят.

Чаевые таксиста составляют максимум 10% заработка. Во время поездки я не разговариваю по телефону, не курю, открываю девушкам дверь и подаю руку (многие, кстати, шарахаются: «Вы что, меня инвалидом считаете?»), знаю английский — мои клиенты это очень ценят. Чаевые дают примерно в половине случаев, но это скорее приятный бонус, чем реальный способ что-то заработать.

   

Парикмахер, таксист, специалист по маникюру и сантехник о том, как правильно давать чаевые. Изображение № 4.

Леонид

мастер по ремонту компьютеров

youdo.ru

По собственной инициативе клиенты оставляют на чай редко. Мне приходится после выполненной услуги говорить о том, какую дополнительную работу я сделал. Если я вижу, что клиент меня не понимает, спрашиваю: а будет ли бонус? Приходится их как-то подбадривать. В среднем чаевые составляют около 15% от стоимости услуги.

Если работа сделана хорошо, то имеет смысл брать бонус и спрашивать о нём. Если что-то пошло не так, то, конечно, нет. Когда к вам приходит исполнитель, сравните объём выполненной им работы с тем, о котором вы договаривались заранее, и, если её оказалось больше, денег нужно оставить тоже больше.

Взаимодействие с клиентами научило меня иначе относиться к бонусам: например, недавно ко мне приходил электрик, мы с ним договаривались на три тысячи рублей, но я оставил ему три с половиной. Самые большие чаевые в моей карьере — 2 000 рублей, но обычно я получаю не больше пяти сотен. 

   

 

Фотография обложки: Shutterstock.com