Уральский приборостроительный завод спрятался в комплексе зданий на набережной Екатеринбурга, где соседствует с резиденцией губернатора. Переехав в годы войны в здание несостоявшейся библиотеки, он простоял в центре города незамеченным 73 года — стратегия «положи на самое видное место, никто и не найдет» сработала на ура. Миллионы людей, что почти век прогуливались вокруг пруда, скользили взглядами по неприметному дому с зеленой крышей, даже не задумываясь о том, что может быть внутри.

Завод открыли и рассекретили для горожан весной этого года, когда стало ясно, что на площадке заброшенного здания пройдет IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Экспозиции заработают 14 сентября, но площадка ожила уже в конце июля — когда открылся внутренний двор завода. The Village провел здесь выходные в середине августа, и рассказывает о резидентах и духе места.

За месяц двор биеннале превратился в центральное городское пространство — здесь каждый день проходят лекции, пикники, кинопоказы и вечеринки. Зайти во двор можно и просто так: выпить кофе, поиграть в кикер, собрать огромную дженгу или просто отдохнуть на деревянных стульях и крашеных паллетах. Двор открывается в десять утра и заканчивает работу в десять вечера. Очередное большое мероприятие на площадке стартует сегодня, 25 августа: три дня подряд локальные дизайнеры будут обсуждать здесь будущее модной индустрии Екатеринбурга на форуме «Переосмысление формы».

Фотографии

Сергей Потеряев

Стрит-арт и винтаж

Чтобы попасть во двор, нужно пройти через главный вход на Горького, 17, и пересечь холл, где сидит администратор и выставлены сувениры. Слева от двери стоит палатка с едой: там можно купить холодную комбучу, суп в стаканчике и карри-вафлю с кремом из курицы. Все напитки безалкогольные, потому что во двор приходят дети. Малыши резвятся на зеленом газоне: собирают деревянную башню, пробуют устоять на баланс-борде или играют в пинг-понг. Столы и игры привезли партнеры двора — спортивный ТЦ Sila Voli.

Двор упирается в сцену, где каждый день проходят танцевальные мастер-классы. Их устраивают резиденты шоу «Танцы на ТНТ». В бывшем гараже слева от сцены — лекторий. Внутри проводила просмотры короткометражек екатеринбургская студия BBF, и преподаватели УрФУ каждую пятницу читали лекции на разные темы — от орнитологии до кибербезопасности. Сейчас лекторий закрыт: там начали возводить экспозицию для биеннале. Сквозь щель видны железнодорожные рельсы и шпалы.

Стену бывшего гаража расписывает уличный художник Рома Бантик. На розовом фоне белой кистью он вырисовывает слова и обрывки фраз, которые кидают зрители за спиной. Его перфоманс называется «Здесь и сейчас». Если обойти двор вокруг, можно найти много рисунков уличных художников. «Мы хотим сделать уличную выставку к первому сентября. Художники выскажутся на тему новой грамотности», — Степан Тропин, основатель галереи «Свитер», показывает староуральские орнаменты художника Макара, работу каллиграфа Васи Баса, надпись Ильи Мозги и свои рисунки. В начале осени все работы сфотографируют и будут показывать гостям.

На другом краю двора стоит маленький домик, обклеенный газетами «Правда». Внутри — винтажная лавка «Шувакиш», где можно купить американские джинсы из 80-х, корейский коллекционный костюм Adidas и советский купальник с пластиковыми чашечками. В одной из комнат устроили ретро-кинопоказ: на пузатом маленьком телевизоре крутят первую часть «Гарри Поттера» с гнусавым переводом, а по соседству расположилась выставка кассет и пластинок. Пластинки можно включить на проигрывателе, а кассеты вставить в плеер и наслаждаться музыкой диджея Ацетона на потрепанном кресле, которое притащили с завода.

Креативный кластер

«Городу нужен креативный кластер, где творческие люди могли бы создавать что-то новое, общаться и делать так, чтобы Екатеринбург становился осознанным местом жительства», — Евгения Просвирнина, директор образовательного проекта «Курсив», рассказывает, что необходимость в подобной площадке возникла давно. И когда ей, Степану Тропину и Алине Рахматулиной из «Свитера» предложили стать партнерами и наполнить двор биеннале жизнью, они сразу же согласились.

Проект двора появился за несколько недель. Ребята обзвонили всех своих знакомых и составили план работы. «Когда мы в первый раз зашли сюда, это был треш и угар. Везде валялись кучи хлама, которые вываливали из окон строители. Чтобы вывезти весь мусор из двора, понадобилось несколько грузовых машин», — вспоминает Алина. Потом во двор провели электричество и интернет, установили освещение.

На площадке постоянно работают восемь человек: три организатора, два администратора на входе и трое многозадачных рабочих, которые возводят заборы, настраивают технику и во всем помогают. Этих сил хватает, чтобы проводить мероприятия каждый день.

За месяц работы здесь провели 63 мероприятия. Самыми массовыми были «Дизайн-пятница», где лучшие дизайнеры Екатеринбурга читали лекции, и вечеринка от Ural Music Night, на которой выступили Космографист, Вадим Чикуров и Kamodo. По субботам тут проводят городские завтраки, где за кофе с блинчиками можно поговорить о том, как организовывать мероприятия, как согласовывать их с администрацией и как работать с волонтерами.

Анна Пьянкова, исполнительный директор Уральской биеннале и директор регионального филиала ГЦСИ рассказывает, что аудитория двора — это прогрессивная молодежь, активные взрослые горожане и случайные прохожие. Случайным гостям тут рады больше всего: «Для биеннале двор нужен, чтобы люди открывали для себя это место прямо сейчас, а потом приходили на выставку. Здесь интересный антураж: с одной стороны — уютный заводской дворик, а с другой — центр города. Это публичное пространство, где можно воплотить разные творческие идеи, проникнуться искусством и просто отдохнуть».

Евгения Просвирнина рассказывает: главная проблема подобных площадок в том, что бизнес не понимает, зачем инвестировать в них, а опыт летнего двора биеннале может пригодиться для будущего развития города. «Креативное пространство может не только развлекать людей, но и приносить деньги. Наша задача — доказать потенциальным инвесторам, что это выгодно и интересно. На нас выходит все большее количество компаний, которым нужна наша аудитория. Моя мечта, чтобы подобный двор работал в Екатеринбурге на постоянной основе», — говорит резидент двора.