С 5 по 10 октября в кинотеатре «Океан IMAX» пройдет международный фестиваль фильмов о музыке и современной культуре Beat Weekend. В программе — кино о запрещенных дискотеках в Иране, первом рейве в СССР и рок-концерте в Северной Корее. «The Village Владивосток» разобрался, что из себя представляют фильмы фестиваля, и какие пропускать точно не стоит.

«Все эти бессонные ночи»
(All These Sleepless Nights)

Эмоциональный катарсис бесконечных вечеринок

Режиссер: 
Михал Морчак

Когда: 
5 октября, 20:00

билеты

Художественный фильм о двух друзьях, предпочитающих вечеринки сну. Они встречают девушку и оказываются в любовном «треугольнике». Честность фильма сходу сбивает с ног — все события, имена и локации взяты из реальной жизни.

Морчак получил приз за лучшую режиссуру фильма на кинофестивале Sundance. Иногда его стиль можно сравнить с работой дуэта Терранса Малика и Эммануэля Любецки: широкоугольный объектив, подвижная камера, которая не стесняется быть близко к героям, малое количество диалогов, общая абстрактность и художественность мыслей. Но Морчак — не Малик. Он рассказывает не о странной любви Бена Аффлека и Натали Портман, а о простых людях с простыми проблемами. Парню нравится девушка его друга, пятый стакан виски был лишним, утро грозит сюрпризом. Рейвы, вписки, бары, неон. Громкая музыка, поцелуи, танцы.

Михал Морчак не просто снял художественный фильм — он пережил все описываемые им события и обернул их в форму фильма. Получилось остро, честно и очень близко.

«Я — Гагарин!»

Танцы в кожаных куртках на фоне обшарпанных стен Фонтанки

Режиссер: 
Ольга Дарфи

Когда: 
6 октября, 20:30

билеты

На исходе советской эпохи в стране становится популярной техно-музыка. Первые большие вечеринки, первые знаменитости среди «диск-жокеев», первый московский рейв «Gagarin-Party», ставший заодно и последним рейвом Советского Союза. Ольга Дарфи, будучи свидетельницей этих событий, вспоминает, как это было: рассказывает свою историю, берет интервью у организаторов вечеринок и музыкантов, возвращается на места былой славы.

Эпоха, которая сейчас возрождается китчевым гоп-стилем, была не просто временем начала местной электронной музыки — это было время черных «бумеров» и малиновых пиджаков. Эта часть нашей истории заметна не только байками про то, как Дарфи сбегает с дискотеки, потому что ее ищут «какие-то бандиты». Но и исчезновением одного из ключевых людей на Фонтанке, где и проходили легендарные вечеринки.

Это интересный пласт культуры, важная часть музыкальной истории России. Но, чтобы понять и впитать атмосферу спортивных костюмов и кожаных курток, — придется продираться через навязчивый нарратив, озвучить который взялась сама Ольга Дарфи. Терпеть придется долго, но если вы сможете, — услышите истории стоматолога и таксиста, первых диджеев России-матушки.

«Рейв в Иране» (Raving Iran)

Уголовно наказуемые дискотеки в пустыне и творчество под запретом государства

Режиссер: 
Сюзан Мейерс

Когда: 
7 октября, 19:00

билеты

В Иране женщине запрещено быть вокалисткой музыкального коллектива. Нельзя играть музыку, если это не фольклор. Запрещены дискотеки, фейсбук и латиница на афишах. Организовать танцы в пустыне — уголовное преступление. Но именно этим занимаются Араш и Ануш. Они выдумывают легенду о свадьбе друга, просят девушек взять хиджабы на случай облавы полиции, и едут слушать хаус и курить марихуану туда, где нет людей.

«Рейв в Иране» — фильм не о музыке, а о культуре государства, в котором люди, несмотря на запреты, пытаются жить. Они печатают обложки дисков в подпольных типографиях, куда приходят по рекомендации друга еще одного друга. Шутят про политическую ситуацию в стране и хотят уехать, чтобы заниматься музыкой без угрозы попасть в тюрьму. История развивается от частного к общему и обратно — Ануш и Араш выступают посредниками Сюзан Майерс, связывая ее с местными подпольными вечеринками и бюрократией, в которой все всё понимают, но помочь ничем не могут.

Фильм раскрывает ту сторону культуры Ирана, которую не транслируют в СМИ: девушки носят короткие шорты на домашних вечеринках, ведут бизнес и водят автомобили. Парни до 30 лет почти не работают, развлекаясь на деньги родителей. А ограничения законов люди используют как инструмент творческого роста и мотив покинуть страну.

«Хайп!» (Hype!)

Становление гранжа и летопись музыкальной сцены Сиэтла

Режиссер: Дуг Прэй

Когда: 
8 октября, 18:00

билеты

Фильм описывает эволюцию музыкальной сцены Сиэтла, ставшего одной из главных точек на музыкальной карте мира.

Большое количество поп-музыки наскучивает — появляются музыканты, которых ценят за искренность и простоту. Они едва стоят на ногах от выпитого алкоголя и могут играть по три аккорда и забывают слова.  Но выступают так, как им самим нравится, не имея за спиной продюсеров-надсмотрщиков. Андеграунд-сцена постепенно заполняется панк-коллективами, концертов становится больше. И, когда кажется, что круче уже некуда, из ниоткуда появляется группа Nirvana и навсегда меняет вектор развития рок-музыки.

«Нирване», однако, выделено едва ли больше внимания, чем их коллегам по цеху — Soundgarden, Alice in Chains и еще десятку групп, чьи названия уже мало кто помнит. Дуг Прэй отказывается в сотый раз объяснять зрителю, почему Nirvana «перевернула игру» — зритель и сам знает.

Прэй вносит все события в летопись гранж-музыки, объясняя предпосылки возникновения коллективов, поджанров или событий. Он разговаривает с участниками и свидетелями событий, показывая афиши концертов и архивные кадры — в числе которых, кстати, есть самое первое исполнение «Smells Like Teen Spirit».

Но не стоит относиться к фильму, как к учебнику истории —  это кино про ребят, которые просто хотели повеселиться. Они сочиняют песни про кошек, потому что это забавно. Они прыгают со сцены в толпу, потому что это круто. Намеренно используют не больше трех риффов и тридцать слов в песне, потому что могут. И такая искренность подкупает.

«День независимости» (Liberation Day)

Первый концерт западной рок-группы в Северной Корее

Режиссеры: 
Мортен Тровек,
Угис Олте

КОгда: 
9 октября, 20:00

билеты

В Северной Корее отмечают 70-летие Дня независимости. Власти хотят устроить концерт западной группы. Кто же будет первыми западными музыкантами в Северной Корее — Aerosmith, U2, Scorpions? Нет, в Пхеньян едет словенская группа Laibach, которую часто обвиняют в фашизме, и чьи концерты отменили в России.

Корейцы боятся любого неосторожного действия гостей, каждый шаг согласовывается с начальством, каждое видео для концерта тщательно проверяется. То сложности с недостатком оборудования, то просят изменить текст песни, то музыкант потерялся и сразу попал под подозрение в шпионаже.

Музыка должна объединять людей. Но как чиновникам тоталитарного государства реагировать на металлистов, у которых трудно найти клип без порнографии? Почему, собственно, выбор руководства страны пал именно на Laibach? И почему шапка вокалиста оскорбляет народ Северной Кореи? Иногда ответов на вопросы просто нет — остается только гадать.

Вроде бы всё серьезно: арт-музыканты, концерт в тоталитарной стране. Но режиссер уже на десятой минуте фильма отвлекается от своего рассказа на пукнувшую за кадром козу.

«Когда я думаю о Германии ночью»
(If I think of Germany at night)

Музыка и звезды

Режиссер: 
Ромуальд Кармакар

Когда: 
10 октября, 19:00

билеты

Рассуждения пяти заслуженных деятелей музыкальной индустрии о звуке, культурном контексте, звездах и терроризме. Герои рассказывают, что чувствуешь, играя в ночном клубе после атаки на Charlie Hebdo, и как достать кассету с музыкой, когда в стране еще нет никаких кассет.

Статичные кадры, в которых провода и усилители звука занимают больше места, чем люди — от оператора «Облачного атласа» ждешь чего-то другого. Но он выбирает простую форму подачи, которая не отвлекает от объекта наблюдения и темы разговора.

Интервью перемежаются длинными зарисовками из ночных клубов и студий звукозаписи. Снова никакого экшена — это фильм про тех и для тех, кто одержим музыкой.