В пятницу, 3 ноября, в историческом здании бывшего газгольдера на Обводном канале официально открылся новый петербургский планетарий. «Планетарий № 1» (так он официально называется) — на самом деле второй в Петербурге (первый планетарий работает на Петроградской стороне с 1959 года). Еще один планетарий должен появиться через год на территории «Лахта-Центра». Однако проект на Обводном в любом случае останется самым амбициозным: диаметр купола Звездного зала составляет 37 метров, что делает «Планетарий № 1» самым крупным в мире (до сих пор самый большой планетарий располагался в Музее науки в японском Нагоя). Помимо масштабов, проект интересен тем, что это полностью частная инициатива. Планетарием занимается команда расположенного по соседству креативного пространства «Люмьер-Холл», в основном известного мультимедийными шоу «Ожившие полотна».

Строительство планетария с учетом разработки идеи и подготовительных работ заняло около двух лет. Организаторы почти не прибегали к готовым решениям: и проектирование купола, и подбор оборудования, и создание контента для показов команда курировала самостоятельно. Впрочем, в полной мере оценить результат пока не получится — в ближайшее время планетарий будет работать в техническом режиме: оборудование настроено не до конца, и потому программа идет в укороченном варианте.

Само официальное открытие, к слову, тоже прошло не совсем гладко: часть приглашенных долго держали в очереди на улице, а оказавшись внутри первые посетители, в числе которых был и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, обнаружили большую дыру в своде купола, что вызывало шквал шуток в соцсетях (позднее организаторы объяснили, что купол был оставлен незаконченным специально, чтобы гости могли увидеть его конструкцию). Проблемы возникли и на следующий день, когда начало работы планетария перенесли на несколько часов (из-за чего перед зданием собралась гигантская очередь), а после планетарий и вовсе в экстренном порядке закрыли из-за технических неполадок. В нормальном режиме заведение начинает работать только сейчас, но всем посетителям по-прежнему выдают по два дополнительных билета, которыми можно воспользоваться до конца года.

The Village побывал в планетарии и рассказывает, как он устроен.

Фотографии

Виктор Юльев

Звездный зал

Основное пространство планетария — звездный зал — занимает практически всю площадь здания газгольдера. Купол действительно поражает своими размерами, вдоль его стен можно свободно ходить, не боясь помешать другим зрителям. В центре установлена проекционная система, позволяющая транслировать видео с разрешением до 16 тысяч пикселей, что, по словам организаторов, тоже является мировым рекордом. Вокруг этой системы разложены кресла-мешки: их организаторы выбрали сознательно — как более удобные по сравнению с традиционными креслами. Впрочем, со временем их заменят на другие — специально сделанные для планетария, со спинкой и бортами.

Что касается контента, то он будет поделен на несколько блоков, включающих исторический обзор представлений о космосе, возникновении Вселенной, а также видео посвященные космонавтам и космической технике. Отдельное направление работы — детские программы, которые будут показывать в утренние часы: в них образовательные видео будут сочетать с мультфильмами о космосе.

 «Планетарий № 1»

Адрес: наб. Обводного канала, 74Ц

Время работы: 11:00–23:00

Телефон: +7 (812) 407–17–31

Стоимость: 300–550 рублей

planetarium

Выставочные пространства

Часть пространства Звездного зала, а также коридоры между куполом и стенами здания отданы под выставочные пространства. На первом этаже устроители разместили макеты станции «Союз», орбитальной боевой станции «Звезда смерти» из вселенной «Звездных войн», здесь же можно увидеть робота, которого использовали для резки пластиковых панелей, покрывающих купол. В скором времени количество моделей станет больше: для проекта заказаны копии всех самых известных советских космических аппаратов.

Другое выставочное пространство расположено на галерее на втором уровне здания. Оно предназначено для художественных проектов, которые будут время от времени менять. Сейчас здесь можно увидеть серию живописи «Путь в невесомость», созданную художницей Анастасией Просочкиной и инженером-математиком Алексеем Мазуром.

Образовательный центр, обсерватория и уличный лекторий

Параллельно с запуском проекта команда продолжает работу над образовательным центром. Его разместят в соседнем четырехэтажном здании. Основная площадь будет отдана под музей с залами, посвященными 3D- моделированию, видеомаппингу и робототехнике. Здесь же заработают образовательные классы с детскими кружками. К маю на крыше здания планируют открыть собственную мини-обсерваторию, тогда же во дворе должен заработать уличный лекторий, где будут проводить научно-популярные лекции по астрономии, физике и архитектуре.


Евгений Гудов

идеолог проекта

После того как мы определились с концепцией, начали летать: путешествовали по Европе, одного человека отправили в Штаты, другого в Японию — посмотреть на планетарий в Нагоя. Запросили технические характеристики. В общем-то, у нас получилось не хуже, а во многом лучше того, что мы видели. Мы серьезно поработали над контентом, особенно после того, как везде поездили и все посмотрели: больше понимали, что хорошо смотрится на куполе, что плохо. Научный аспект здесь, безусловно, важен, по сути, это и есть то, ради чего создается планетарий, но при этом для нас главная задача сейчас — заинтриговать, ведь, например, ребенок не станет слушать, если вы просто будете пичкать его информацией. Когда дети приходят в картинную галерею, через несколько минут им становится скучно и они хотят уйти. Тут тот же самый процесс: главное — воодушевить.

Просто смотреть на звезды людям не очень интересно — они через пять минут вам скажут: давайте что-нибудь другое. Если вы сходите в любой другой планетарий, то найдете хорошие программы, но их будет очень мало. Большинство из них скучные, люди просто засыпают. Мы побывали на фестивале в Берлине — это такой «Оскар» среди планетариев, мы с коллегой были очень довольны, думали, что сейчас будем смотреть суперзрелищные фильмы со всего мира... В итоге на первом же я уснул три раза. Поэтому мы постарались сделать особый акцент именно на контенте: у нас сцены длятся не более 20 секунд, над их созданием работает команда из 14 человек плюс мы привлекаем еще несколько студий со всей России.