Зимой стало известно, что «Банк Москвы», запустивший общественный прокат в Москве, готов спонсировать велопрокат и в Петербурге. В преддверии велосезона The Village поговорил с координатором проекта Алексеем Разумовым и выяснил, на какой стадии находится инициатива, когда в Петербурге будет общественный прокат и как его усовершенствуют в Москве.

 

  

— Алексей, ещё в феврале стало известно, что «Банк Москвы» готов спонсировать систему общественного велопроката в Санкт-Петербурге. Велосезон вот-вот начнётся, расскажите,на какой стадии находится проект.

— Мы сейчас всё ещё в состоянии переговоров с администрацией Петербурга. В данный момент администрация находится в раздумьях относительно того, какие участки она нам может выделить, сколько их будет и где они будут. Делегация от «Банка Москвы» была в Смольном в феврале, мы передали наши предложения, технически мы полностью готовы к запуску, сейчас мяч на стороне мэрии.

Сейчас идёт рабочий процесс получения всего спектра необходимых согласований, это нетривиальная процедура даже для самой администрации, особенно когда надо «дать пятилетку за три года». Всё должно решиться буквально в ближайшие недели. В этом сезоне мы намерены запустить велопрокат. В настоящий момент сложно говорить о точной дате запуска, но я понимаю, что это важный вопрос. При оптимистичном сценарии это случится 1 мая, при умеренном запустимся в начале июня.

— В каких местах могут появиться станции велопроката? Как вы определяли эти места?

— Мы находимся на постоянной связи с велодвижением Петербурга, оно очень активное, и они давно пытаются педалировать тему велопроката. Они нам очень помогли, подготовили для нас свою карту возможных мест для размещения точек. Причём они для консультаций привлекали каких-то очень неплохих экспертов. В итоге у них получилась довольно взвешенная карта велопроката в городе, где-то 80 % их точек мы приняли в работу. К ним мы добавили ещё какие-то места и то, что получилось в итоге, передали на утверждение в администрацию. Там, может быть, что-то потеряется, может, что-то добавится.

 

Специальная рабочая группа
«Банка Москвы» совместно
со специалистами Департамента транспорта подготовила техническое задание, нас консультировали ведущие производители велосипедов

 

Мы хотим открыть в Питере около 50 станций велопроката, на каждой будет по 10 велосипедов, то есть в этом году мы хотим выйти на 500 прокатных велосипедов в городе. Ну и в дальнейшем по возможности будем расширяться.

— А петербургская система велопроката будет такой же, как в Москве? Такие же велосипеды, такие же способы оплаты?

— Мы пока рассматриваем несколько вариантов, возможно, петербургская система будет даже лучше, чем в Москве сейчас. Дело в том, что мы и в Москве в этом году будем перезапускаться. Те велосипеды, которые мы поставили в прошлом году, — довольно современные, но не лучшие в мире. В этом году мы заменим их на лучшие. Сейчас у нас стоят такие же велосипеды, как в Праге, в этом сезоне мы заменим их на велосипеды собственного производства. Они разработаны с учётом полученного опыта как московского проекта, так и лучших мировых практик байкшеринга. В «Банке Москвы» была создана специальная рабочая группа, которая консультировалась как с мировыми лидерами в производстве велосипедов и систем байкшеринга, так и представителями Департамента транспорта Москвы. В итоге мы сформировали список критически важных пожеланий — техническое задание на новую систему велопроката в Москве. 

Сейчас оборудование уже производится, при этом я не назову вам каких-либо имён, это будет не совсем справедливо, так как велосипеды, стойки и софт производили разные компании, а весь продукт, то есть велопрокат в целом, принадлежит «Банку Москвы». У этих велосипедов не будет аналогов в мире, и, мне кажется, они действительно будут лучшими — более лёгкими, более маневренными.

Координатор общественного велопроката — о судьбе проекта в Петербурге и Москве. Изображение № 1.

— А стойки велопроката в Москве тоже надо будет заменять?

— Да, это будет полностью новая система, несовместимая со старой. Стойки тоже будут более современными. В Москве прокат можно будет оплатить с помощью карты «Тройка», мы надеемся, что время оплаты сократится до 20 секунд: приложил карту к терминалу, ввёл пин-код и поехал кататься. Сейчас эта система гораздо более громоздкая.

К тому же мы сейчас работаем над дополнительными сервисами, которыми можно будет воспользоваться с помощью терминалов велопроката: оплата парковки, вызов такси.

— А что станет с теми стойками и велосипедами, которые установили в прошлом году?

— Ну, велосипедов не так много осталось.

— После первого же сезона? А что с ними случилось? Украли?

— Да, велосипеды уезжают в неизвестном направлении. Какое-то количество мы потом нашли, какое-то количество людей по итогам получили реальные сроки, они сейчас исполняются.

 

Иногда ремонт может обойтись дороже, чем покупка новых велосипедов

 

А почему вы удивляетесь? Человек берёт чужую вещь без спроса и скрывается с ней в неизвестном направлении, почему бы нам не поступить в соответствии с законодательством? Их не так много, но те, кто крали велосипеды и выкладывали их потом на «Авито», получили достаточно жёсткий сценарий. Для тех, кто просто забыл отдать или был в очень хорошем настроении и забыл, где оставил велосипед, таких жёстких последствий не было.

Ну и, помимо краж, есть амортизация. Когда техника колесит целый день практически в беспрерывном режиме, она изнашивается очень быстро. Иногда ремонт может быть экономически нецелесообразен.

— От чего зависит, какие велосипеды будут установлены в Петербурге?

— Мы очень хотим в городе сразу поставить новую систему. Но мы в том числе зависим от производителей — успеют ли они изготовить необходимое количество велосипедов. К тому же только после того, как мы получим окончательное согласование мест для велопроката, мы будем понимать, как будут выглядеть конкретные велоточки и какое количество нам нужно заказать.

  

 

UPD (20 марта). В редакцию The Village поступило заявление от пресс-службы «Банка Москвы». Приводим текст полностью:

«Информация, изложенная в интервью господина Разумова, не является достоверной. Алексей Разумов не является координатором общественного велопроката, сотрудником "Банка Москвы" или проекта "Велобайк".

В настоящее время "Банк Москвы" ведет активные консультации с кругом компаний, потенциально заинтересованных в реализации проекта велопроката в Москве и других городах РФ. На данный момент решения о сроках, конфигурации проекта, технологических решениях и партнерах не принято.

Господин Разумов является сотрудником одной из компаний, с которой ведутся переговоры. Предоставленная им информация является его личной точкой зрения на проект. В 2013 году он не был участником проекта "Велобайк", его заявления об итогах проекта также являются его личным мнением, сформированным на основе открытых источников в сети Интернет. Итоги прошедшего сезона велопроката освещались пресс-службами Департамента транспорта и "Банка Москвы"».

 

 

Фотографии: Илья Хохлов