С наступлением дачного сезона электрички становятся главным транспортом выходного дня. Когда ими начнут пользоваться в обычное время и когда ездить на дачу станет приятнее на поезде, чем на автомобиле? Корреспондент The Village Алиса По поговорила с главой «Центральной пригородной пассажирской компании» Михаилом Хромовым и выяснила, когда в Подмосковье появятся комфортные поезда, чем полезны встречи с пассажирами и почему количество проездных билетов будут сокращать.

 

— Мэрия пытается развивать общественный транспорт в Москве, чтобы пересаживать на него автомобилистов. Есть ли у вашей компании планы по созданию более привлекательного образа электричек? Или у нас электрички уже до такой степени наполнены людьми, что некуда привлекать новых?

— Вам кажется, у нас непривлекательные электрички, да?

Есть ощущение, что на электричках передвигаются только те, кто живёт за городом или у кого есть дача. А по городу мало кто перемещается по железной дороге.

— Вы ошибаетесь. По Москве на электричках ездят 80 миллионов пассажиров. В последние три года у нас постоянно растёт пассажиропоток. Во-первых, люди действительно стали пересаживаться в электропоезда с автомобилей, даже несмотря на определённый дискомфорт. Во-вторых, мы начали активно бороться с безбилетниками и, по сути, вынуждаем их платить. Значительный скачок пока невозможен из-за низкой пропускной способности путей. Сейчас больше 12 поездов в час пускать нельзя: рельсов не хватает. Поэтому «РЖД» и правительство Москвы реализуют большую программу по строительству дополнительных путей. Их строят по четырём радиальным направлениям, самым нагруженным — Казанскому, Горьковскому, Курскому и Ярославскому. До тех пор сильно увеличить пассажиропоток не получится.

 

За 15 лет мы планируем
обновить более половины подвижного состава

 

— Какие у вас данные по маятниковой миграции?

— Миллион человек туда-обратно каждый день ездят.

— А что происходит с обновлением составов?

— Мы начали их обновлять в прошлом году. В 2013-м закупили четыре поезда — понимаю, что мало, но всё-таки. В этом году уже приобрели три поезда, а всего купим 26. Программа по закупке новых поездов согласована и с городом, и с областью: в течение 15 лет мы будем ежегодно покупать 26−30 составов. Таким образом за 15 лет планируем обновить более половины подвижного состава.

— Какие новые поезда покупают? У кого?

— Мы покупаем составы у Демиховского машиностроительного завода: на сегодняшний день больше никто в России в необходимом количестве поезда не производит. Поэтому закупаем у них как у единственного производителя.

— Чем они отличаются от тех электричек, к которым привыкли мы?

— Сейчас средний возраст вагонов чуть больше 20 лет. Даже в середине девяностых не делали поезда с кондиционерами, с цивилизованными туалетами: тогда был другой уровень комфорта. Cовременные поезда оснащены биотуалетами, кондиционерами, соответствуют специальным требованиям к эргономике сидений. Они более комфортные. Могу вам сказать по секрету, люди, которые были в Сочи, ездили на электричках Демиховского завода и на немецких. Мы разговаривали с народом — они не заметили разницы, наши поезда такого же уровня комфорта. Мне, правда, кажется, что немецкие поезда прикольнее. 

— А вот эти четыре поезда, которые закупили, они уже ездят?

— Да, мы их поставили на межрегиональные маршруты, это поезда повышенной комфортности. Они курсируют по маршрутам Москва — Калуга и Москва — Рязань.

Совсем недавно отменили плату за проезд с велосипедами днём. А новые составы подходят для перевозки велосипедов?

— У нас нет особых требований в технических заданиях, чтобы были специальные места для велосипедов. Поэтому придётся возить их так же.

Можно ли будет провозить бесплатно велосипеды и в другое время, не только в этот дневной промежуток?

— Я думаю, мы пока остановимся на дневном промежутке и посмотрим повнимательнее, как это работает. Согласитесь, в электричке свалку устраивать тоже неправильно.

Когда в электричках появится Wi-Fi?

— Чтобы разместить пусть даже элементарное оборудование под Wi-Fi, нужно поезд переделывать. Мы хотим понять, имеет ли это смысл. Это же не самоцель. Если вы ездили в «Сапсане», то знаете, что там есть Wi-Fi , только работает он не везде. Потому что поезда едут где-нибудь по границе с Тульской областью, а там никакой связи, ни один роутер не поможет. Мы понимаем, что это востребованно, но хотим, чтобы это была полноценная услуга: Wi-Fi должен работать по всему маршруту.

Михаил Хромов о плачевном настоящем и радужном будущем пригородных электричек. Изображение № 1.

Я весь дополнительный приток пассажиров отношу к итогам
борьбы с зайцами

 

— Вы рассказали, что в последние годы начали активно бороться с зайцами. Есть какая-то статистика по продаже билетов?

— Могу сказать, что лично я весь дополнительный приток пассажиров отношу к  итогам борьбы с зайцами. На 15 % больше пассажиров стали покупать билеты.

— Есть ли какие-то планы по борьбе с торговцами в электричках, музыкантами?

— Есть. Мы сторонники того, чтобы в электричках, особенно таких переполненных, не было никакой торговли. Мы договариваемся с административными и правовыми органами, чтобы бороться с этими явлениями. Это же всё криминал и антисанитария. Другое дело — это торговля в поездах повышенной комфортности. Там эта услуга цивилизованная и контролируемая.

— А что сейчас происходит с реконструкцией вокзалов? Их же в последние годы реконструировали?

— Вокзалами занимается Дирекция железнодорожных вокзалов «Российских железных дорог». Она к нам ни юридически, ни по факту не имеет никакого отношения. С 1 апреля мы отвечаем за санитарно-техническое состояние платформ. Правда, без права на реконструкцию и капитальный ремонт. Мы следим за тем, чтобы платформа была чистой и в надлежащем техническом состоянии.

Не планируете ли разработать новую схему движения электричек? Именно карту, дизайн. У московского метро есть своя новая схема.

— То есть эта настолько плоха? Мы одно время ей очень гордились, недавно разработали вроде. Я не понимаю, как её сделать лучше. Здесь же 200 километров в одну сторону, 200 километров в другую, а внутри множество остановок. Как её удобнее сделать? 

— А когда её делали?

— Год назад, наверное. Такая же есть на английском.

 

Стыдно признаться, но у нас
как-то мозги до этого не доходили. Пассажиры попросили — сделали

 

Не так давно на вокзалах ввели билеты для провожающих. Насколько популярна услуга?

— Она действует с 3 марта. Билет позволяет пройти на перрон, проводить, выйти обратно — на всё про всё есть полчаса. И ещё час для того, чтобы сдать этот билет и получить обратно залоговую стоимость в 100 рублей. Услуга востребована людьми. Серьёзные итоги пока рано подводить, ведь всего полтора месяца прошло. За это время купили 2 800 таких билетов. Правда, вернули 2 500 человек, а 300, видимо, на память оставили. Кто-то уезжает из них, конечно, и лишается 100 рублей, соответственно. Кстати, услуга была внедрена по итогам встреч с пассажирами — это была их инициатива. Стыдно признаться, но у нас как-то мозги до этого не доходили. Пассажиры попросили — сделали.

Планируется как-то обновить билетное меню, вводить новые проездные? «Тройка» у вас уже начала действовать, да?

— «Тройка» уже почти год действует в пригороде. Мы хотим оптимизировать все тарифные решения, потому что у нас на сегодняшний день больше 40 видов абонементов. В них, по-моему, мы уже сами начинаем путаться: из этих 40 люди покупают восемь. Мы хотим остановиться на этом количестве и сейчас работаем над этим. 

40 видов — это как так?

— Рабочие, выходные, рабочие, но по определённым дням, субабонемент — в итоге получается больше 40. При этом 95 % пассажиров покупают всего восемь видов.

А не планируете делать какое-то мобильное приложение, где будет расписание, извещения об изменениях?

— Амбиция такая есть. У нас есть определённые взаимоотношения с «Яндексом»: мы передаём им данные по расписанию. Сейчас рассматриваем возможность запустить продажу разовых билетов на обычные поезда через интернет. Пока там можно купить только на региональные экспрессы с местом. Мы постоянно теперь встречаемся с пассажирами, говорили с ними об этом — мнения разделились. Кто-то говорит: «А нам не надо. Зачем покупать через интернет, кнопки нажимать, проще пойти и купить абонемент и ездить». Те, кто помоложе, говорят, что надо. Им по приколу лишний раз через интернет что-нибудь приобрести. Для компании инвестиции в это достаточно ощутимые, а какой практический выхлоп, мы пока не можем себе чётко представить. Но по межрегиональным поездам это себя оправдало.

Как часто у вас проходят встречи с пассажирами?

— Два раза в месяц.

— Давно это появилось?

— Где-то полгода назад. В этом месяце у нас состоялась уже шестая встреча.

— И много идей предлагают?

— Да, начиная от безумных и заканчивая очень конструктивными.

— Какие безумные предлагают?

— Отменить этот поезд, поставить другой, повернуть его направо и чтоб он перескакивал следующий. На полном серьёзе предлагают такие вещи. А бывает, нам прямо поворачивают голову некоторые пассажиры, очень интересные вещи говорят. Взгляд-то замыливается в процессе, а здесь люди видят со стороны. Это действительно очень полезно. Иногда, правда, приходится выслушивать много заслуженно и незаслуженно обидного.

 

Фотографии: Михаил Голденков