В преддверии главной мебельной выставки года i Saloni WorldWide — московской версии Миланского мебельного салона — мы поговорили с успешными предметными дизайнерами, работающими в Италии, об актуальных тенденциях в индустрии промышленного дизайна, а также о том, каких новинок ждать в следующем году и что нужно делать, чтобы лично поучаствовать в их создании.

 


Дима Логинов

Автор коллекций светильников и других предметов дизайна для дома для Artemide, VitrA, Elle Decoration, Studio Italia Design, Axo Light, обладатель iF Product Design Award и Red Dot Design Award. 


 

Данил Кузвесов

Дизайнер Ferrari, участник команды, создавшей суперкар LaFerrari, ранее дизайнер защитной экипировки Dainese. Разработал светильник для Foscarini с применением технологий из мира космонавтики, создал дизайн интерьера миланского магазина Pirelli PZero, сотрудничал с Valextra, Bugatti, Issey Miyake. 

 

Над чем вы сейчас работаете?

Дима: В этом году я подготовил к миланской выставке Salone del Mobile Milano четыре коллекции светильников для трёх итальянских брендов. Это довольно много для одного раза, поэтому сейчас я слегка сбавил обороты в работе. Впрочем, я всё равно придумываю новые предметы, но не в таком бешеном темпе, как год назад.

Данил: Сейчас я занимаюсь интерьерами серийных автомобилей Ferrari и координацией исследований перспективных проектов. Прошлый опыт проектирования экипировки для экстремальных видов спорта повлиял на мой подход к дизайну, который основан на исследовании материалов, применении технологических инноваций и отведении человеку главной роли в любом проекте.

 

 

Как начинающему дизайнеру добиться успеха
за рубежом и принципиально ли наличие
в портфолио реализованных проектов?

ДИМА: Предполагается, что существует некий универсальный свод правил для достижения успеха, но я в это не верю. За всю свою жизнь я сделал всего один прототип — ковёр из толстого фетра — и разодрал все пальцы в кровь. Больше я ничего не мастерил. Лучшие журналы в мире публиковали мои работы, когда не было произведено ещё ни одного предмета. Поэтому я могу дать только один совет на этот счёт: если у вас получается придумывать классный дизайн, показывайте его миру в том формате, в каком считаете нужным. Если идея того стоит, её оценят. Но овладеть 3D-редакторами всё-таки будет не лишним. Участвовать в конкурсах также бывает полезно, тем более что для студентов и начинающих дизайнеров это чаще всего бесплатно.

ДАНИЛ: Связи, хорошее портфолио, превосходное владение софтом и умение работать руками могут открыть любые двери. Год или два в хорошей школе, кроме образования, дают возможность всё это организовать. Когда я поступал в Domus Academy, самой большой сложностью было найти средства для оплаты курса. Помимо этого, я немного подучил итальянский и сверстал портфолио из своих курсовых и дипломных работ. За первый учебный год мастер-курса я сделал пять или шесть полноценных проектов, получил диплом с отличием и вечером после его защиты вышел на работу в студию одного из профессоров.

 

Насколько велики шансы молодого дизайнера выстоять в конкуренции на итальянском рынке?

ДИМА: Мэтры сегодня конкурируют с молодыми дизайнерами на равных, и, конечно, не только в границах Италии. Рынок давно стал глобальным, и дизайн новичка повсеместно может быть принят лучше, чем работа мастера с именем.

 

 

ДАНИЛ: Милан переполнен всякого рода дизайнерами в поисках контракта. Большинство находит место работы на первое время, но не всегда оно оправдывает ожидания. Непросто найти интересную работу, которая стимулировала бы к длительному сотрудничеству. В автомобильном дизайне конкуренция безумная, и уровень профессионализма соискателей выше, чем в промышленном дизайне. Почему-то все хотят рисовать тачки, а не стулья.

 

Как идея превращается в продукт и должен ли дизайнер контролировать процесс производства?

ДИМА: В процессе работы над коллекциями керамической плитки для VitrA я летал на фабрики по несколько раз в месяц, а, сотрудничая с рядом итальянских компаний, впервые видел свои предметы живьём только на выставках. В любом случае без ведома автора в дизайн не могут внести никаких изменений. При этом мои идеи частенько приводят производителей в ступор. Я обожаю итальянцев за то, что они большие мечтатели. Другие на их месте махнули бы рукой, но они так ценят интересные проекты, что готовы биться до последнего. Ходят слухи, что муранские стеклодувы обкладывают меня последними словами каждый раз, когда выдувают втроём один светильник Mountain View, разработанный для итальянского бренда AxoLight в этом году. А я ими просто восхищаюсь!

ДАНИЛ: Красочное описание достоинств идеи заинтересованным лицам, убеждение подрядчиков в выгодности производства и маркетологов в том, что всё получится именно так, как им нужно. Несколько таких циклов. Дедлайн. Готовый продукт.
Без исчерпывающего понимания технологии трудно оправдаться, что ты дизайнер, а не стилист. Для промышленного дизайнера процесс производства сам по себе является проектом, а вот на дизайнера автомобилей могут обидеться его коллеги-инженеры, если он слишком углубится в технологические подробности.

 

Кто определяет вектор развития индустрии?

ДИМА: Дизайнеры и производители. К большому счастью, в индустрии предметного дизайна фокус-группы не используются. Всё самое яркое, что показывают на Миланском салоне в апреле, позже копируют во всём мире. Но одно дело переработка трендов масс-маркетом, и совсем другое — нелепые копии дизайнерских предметов. На одну свою коллекцию я уже насчитал семь разных подделок, а ведь я даже ни разу в жизни не был в Китае.

ДАНИЛ: Бюрократия не в моде, но премия Compasso d’Oro («Золотой циркуль») считается самой престижной премией в области предметного дизайна.

 

  

Что важного происходит в индустрии дизайна сейчас
и что станет с ней через десять лет?

ДИМА: Всё кардинально изменится, когда в каждом доме появится 3D-принтер, который сможет напечатать предмет из разных материалов в очень хорошем качестве. Дизайнеры никуда не денутся, но производители будут вынуждены приспосабливаться к новым реалиям. Вот уж когда точно начнётся эра покупки дизайн-идей в чистом виде, а не предметов, как сейчас.

ДАНИЛ: Сейчас чувствуется неравномерность в развитии спроса и предложения. Появилось понимание, что дизайн больше не может предлагать промышленности то же самое, что 50 лет назад, но и роль морализатора на себя брать не хочет. Известная доля инерции мешает итальянским дизайнерам вновь нащупать тот нерв, который вызовет широкий резонанс в обществе, как это было, например, во второй половине XX века. Для меня основные актуальные тенденции в дизайне — это искренность, использование перекрёстного опыта и разных секторов промышленности, смелость и бескомпромиссная современность. Не понимаю, почему все хотят иметь новые вещи, похожие на старые — старых, что ли, мало осталось?

 

Ваш топ-5 предметов промышленного дизайна
на текущий момент.

Дима:

 

 

Данил: