20 апреля в Уральском филиале ГЦСИ открылась выставка фотографий «Индустриальный мир глазами Александра Родченко». В преддверии IV Уральской индустриальной биеннале, которая пройдет в Екатеринбурге осенью, научные сотрудники Мультимедиа арт музея Москвы выбрали для выставки 99 фотографий художника русского конструктивизма и авангарда. Работы посвящены разным индустриям: производству электроэнергии и автомобилей, периодической печати, общественному питанию, радиосвязи и ремонту дорог.

The Village попросил историка искусства и хранителя МАММ Игоря Волкова рассказать об индустриальной странице в творчестве Маяковского от советской фотографии.

Фотографии

СЕРГЕЙ Потеряев

Фотограф

Александр Родченко — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Родченко родился в 1891 году в Санкт-Петербурге, окончил Казанскую художественную школу Фешина, занимался живописью и графикой, создавал пространственные конструкции, преподавал, иллюстрировал книги при помощи фотомонтажа. Например, его работы сопровождают книгу Маяковского «Про это».

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Родченко работал фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Все фотографии, которые представлены в ГЦСИ, он сделал по редакционным заданиям — с 1926 по 1932 год.

Техника

Первой репортерской камерой Родченко был купленный в 1925 году в Париже компактный киноаппарат «Септ», позволявший снимать в режиме стоп-кадра на негатив формата 18 на 24 миллиметра. В конце 1928 года у него появилась любимая «Лейка». Еще он мечтал попробовать себя в роли кинооператора и режиссера и в 1930 году получил от фабрики «Культур-фильм» задание снять фильм «Химизация леса» в Нижегородской области по собственному плану-сценарию. Однако вся выданная на студии техника оказалась неисправной, не подвели только «Лейка» и «Септ». В результате Родченко сделал репортаж с лесопилки.


Игорь Волков

историк искусства, хранитель МАММ

В Мультимедиа арт музее есть несколько основных тем, в соответствии с которыми мы собираем коллекции и популяризируем их. Главные — это художественная фотография и история России в фотографии вместе с одноименным проектом. Индустриальная выставка Родченко находится на пересечении этих двух тем: это высокохудожественная фотография, описывающая исторические реалии. В кураторской команде выставки участвует внук Родченко, искусствовед Александр Лаврентьев, а составлял экспозицию из архивов наследников и Московского дома фотографии заместитель директора по науке нашего музея Сергей Бурасовский.

На этот раз мы решили прицельно обратиться к индустриальной теме его творчества. Все начинается с портретов Родченко в окружении самодельных мобилей, что раскрывает его интерес к абстракции, с которого он начинал свое живописное и дизайнерское творчество, а после перенес эту любовь в фотографию. Казалось бы, фотографии основаны на жизненных реалиях, но он так подходит к форме, что из вполне реальных объектов получаются абстрактные композиции.

Индустриальная тема в работах Родченко — заводы, образы новых людей, рабочих за рутинными отработанными действиями, детали и крупные планы продукции, фрагменты и части машин. Он сотрудничал со многими газетами и делал повесточные вещи в русле борьбы за новый советский репортаж. На производстве Родченко снимал моментальные портреты с разных точек зрения и в разные моменты времени, чтобы показать движение жизни, и это было новым словом в фотографии. Есть у него и образцовый советский репортаж, изображающий людей за работой, и практически натюрмортные детали, и архитектурные съемки заводских зданий.

Обычно в газетах печатали не более 10–15 кадров из репортажа. В архиве гораздо больше снимков и негативов многих серий, и мы воспользовались возможностью показать их на выставке. Кураторская команда скомпоновала известные кадры с менее известными — такими, что могли казаться удачными автору, но не пошли в газету как «пережаренные» или «недодержанные», или же по каким-то эстетическим воззрениям.

Индустрии Родченко

Электричество

Самая большая серия фотографий на выставке посвящена московскому Электрозаводу и сделана в 1929 году. Всего в ней 27 отпечатков, где Родченко изображает заводчан за работой, картотеки, производственные плакаты, тестирование лампочек, бесконечную сюиту их создания. Лампочка Ильича была символом двадцатых годов и фигурировала в большинстве пропагандистских материалов. Культ лампочки был настолько велик, что порой вольфрамовую дугу внутри скручивали в виде силуэтов Ленина или Сталина.

Тему электричества в своих работах в это время поднимали художники и фотографы по всему миру. Если в XIX веке открытия изображали в традиционной аллегорической форме, то поколения авторов в 1920–1930-х годов придумали для относительно новых явлений реальности, включая электричество, железную дорогу и телеграф, новую форму эстетики их преподнесения. Веком раньше железную дорогу иллюстрировала женщина в античных драпировках, ехавшая по рельсам на дрезине. Родченко и его последователи выбрали для этого новые лаконичные формы.

Московский электрозавод — советский и российский производитель трансформаторного и реакторного оборудования. Его создали в 1928 году по решению государственного электротехнического треста, чтобы обеспечить план государственной комиссии по электрификации России, принятый в 1925 году.

Тему электричества продолжает серия, посвященная МОГЭС. Это одна из первых электростанций в Москве, очень примечательная своей новой конструктивистской архитектурой. Родченко очень любил конструктивизм, и его фотографический метод был созвучен такой архитектуре. В нехарактерном для архитектора Ивана Жолтовского проекте чувствуются конструктивистские и даже авангардные элементы. В съемке станции Родченко показал и цех, и линии электропередачи, еще один культовый символ того времени.

Неслучайно многие из символов, которые так звучно показывает в своих фотографиях Родченко, можно найти в мозаичных панно художника Александра Дейнеки. Например, мозаичные сюжеты на станции московского метро «Маяковская» буквально повторяют его фотографии: линии электропередачи в родченковском ракурсе, женщина, идущая по ступеням с ребенком. Трудно представить, что эти сюжеты Дейнека мог увидеть в другом месте.

Московская государственная электрическая станция № 1, сейчас ГЭС-1 имени Смидовича, стоит на Раушской набережной Москвы. Ее основали в 1897 году, а в 1924-м к зданию пристроили котельную по проекту Жолтовского. Композиция фасада основана на повторении пар мощных, сплошь остекленных эркеров, поднимающихся почти на всю высоту здания. Изначально станция давала электричество для освещения центральных улиц Москвы и некоторых промышленных предприятий. В 1933 году здесь установили первый отечественный теплофикационный блок мощностью 100 мегаватт.

Родченко любил снимать телеграфные столбы, и эти кадры напоминают абстрактную супрематическую живопись. В его фотографиях мало природы, и в своих дневниках он писал, как на природе в Пущино ему было скучно и нечего снимать. В итоге Родченко нашел сосны с голыми стволами, которые напомнили ему телеграфные столбы, и сделал серию почти урбанистических кадров этих сосен. После обличители его конструктивистского подхода разглядели в соснах трубы заводов, популярный сюжет мирового искусства 20–30-х.

Металлургия и машиностроение

Еще одна большая тема на выставке и в творчестве Родченко в принципе — это заводы. В своих сериях он показывает трубы завода «Серп и молот». Трубы, особенно если из них идет дым, тоже знаковый символ эпохи. На одном из советских плакатов изображение труб сопровождает подпись о том, что дым заводов — это дыхание новой России. То есть сейчас, с нашим радением об экологии, дым воспринимается негативно, а тогда он считался позитивным символом новой России, воздухом, которым должен дышать новый человек. Этот мотив нового человека очень важен для творчества Родченко и его соратников.

Московский металлургический завод «Серп и молот» — один из самых старых и крупных заводов на территории Центральной России. Его основали в 1883 году, а в 2011 году завод прекратил работу. В 1913 году там работали уже семь мартеновских печей, выплавлявшие более 90 тысяч тонн стали в год. Завод выпускал главным образом простое железо, железную проволоку, гвозди и болты. В 1928 году, после провала в результате Первой мировой войны и связанной с ней разрухи, завод вернулся к прежним объемам.

Из серии про автомобильный завод АМО на выставке представлены 23 фотографии, снятые в 1929 году. На них запечатлены рабочие и готовые автомобили, стальные стружки, шильдики автозавода, рулевые колонки, шестерни и лонжероны, едва узнаваемые в абстракциях Родченко детали машин.

АМО ЗИЛ, Завод имени Лихачева, в 1924 году начал выпускать первые советские грузовики на базе FIAT 15 Ter. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, была непомерно велика: себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8 500 рублей, в то время как автомобиль Ford в агрегатах с доставкой в страну стоил 800–900 рублей.

Общественное питание

В 1931 году Родченко снимал серии, посвященные питанию нового советского человека, в столовой Электрозавода и внутри фабрики-кухни Московского союза потребительских обществ. Тогда практически любые реалии жизни преподносились как массовое действо и массовое производство, происходила индустриализация всех сфер жизни. Это касалось и архитектуры домов-коммун, которые выносили функции кухонь, столовых и ванн из квартир в отдельные здания.

С одной стороны, фабрика-кухня — уникальная реалия того времени, увидеть которую в действии можно в редких источниках, фотографиях и кинохрониках. И благодаря кинематографическому подходу Родченко к фотографии мы видим очень последовательный репортаж с кухни, позволяющий почувствовать быт 1920–1930-х годов. Стиль родченковской съемки придает особую поэтику этой серии. Он фотографирует надписи, укладывает крышки кастрюль в головокружительные диагональные композиции, показывает работниц кухни и их индустрию.

Фабрика-кухня МОСПО № 1 работала на Ленинградском шоссе в Москве. Большая столовая была способна принимать одновременно 1 200 человек. В кухне работало несколько отдельных залов и предлагали постоянное меню.

Печать и связь

В 1928–1929 годах Родченко снимал серии, посвященные выпуску газеты «Гудок», работе радиоцентра и Шуховской башни. На выставке в ГЦСИ мы объединили их темой связи. В репортаже о газете он изображает создание печатных форм, вычитку рукописей, набор текста — весь жизненный цикл очередного номера вплоть до чтения его за чашкой чая. В свою очередь, сами печатные формы и стопки газет показаны как своеобразные арт-объекты.

Снимки Шуховской башни, которая изначально служила целям передачи радиосигнала, знаковые для Родченко. В этой серии вновь пересекаются новаторские принципы его фотографии с новейшими архитектурными и инженерными решениями, предпринятыми при строительстве башни. Она в этом смысле уникальный объект, одна из первых символичных построек новой советской России.

Шуховская башня, она же Шаболовская телевизионная башня — новаторская для XX века гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Ее построили в 1922 году по проекту академика Шухова и транслировали радиопередачи. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты радиобашни Шухова израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже.

Дорожное строительство

В Москве Родченко постоянно снимал свой дом на Мясницкой улице и делал разные городские зарисовки. Любые объекты, попавшие в кадр, он преображал своим методом. Небольшая камерная серия на выставке в ГЦСИ снята в середине 1920-х и изображает укладку асфальта, примету того времени.

В съемке он использует диагональную перспективу, фрагментарность, приемы и ракурсы, за которые прославился. В обычной бытовой урбанистической сцене ему удается изобразить людей, не снимая людей, а только их тени. Все это вкупе позволяет передать ритм и движение развития города и вновь возвращает к конструктивизму в фотографиях.

Выставка «Индустриальный мир глазами Александра Родченко» проходит в Уральском филиале ГЦСИ по улице Добролюбова, 19а, с 20 апреля по 25 июня.