Кадр из клипа
Noize MC
Mercedes S666




Ранним февральским утром на площади Гагарина в лобовом столкновении cошлись красный Citroen C3 и Mercedes S-500 со спецномером С398 СС 77. Это почти рядовое для ГИБДД происшествие, унесшее жизни двух сотрудниц Центра акушерства и гинекологии, могло мелькнуть лишь в программе «Дорожный патруль», если бы в салоне «мерседеса» не сидел вице-президент компании «Лукойл» Анатолий Барков, а родственницей одной из погибших не оказалась близкая подруга задиристого рэпера Нойза MC. Спустя сутки после аварии он выложил в интернет обличительный памфлет «Mercedes S666 (Дорогу колеснице)», где открыто обвинял Баркова в убийстве и назвал того чуть ли не дьяволом — тем самым дав ход одному из главных общественных скандалов года, полному межклассовой ненависти и обвинений госорганов в сокрытии информации. Случаем заинтересовались и в оффлайне: Артемий Троицкий решил поставить песню на радио «Эхо Москвы», за что был отлучен от эфира, Василий Лановой, Валентин Гафт и еще с десяток деятелей культуры потребовали от президента взять дело под личный контроль, а Лев Лещенко в неожиданном открытом письме решил Баркова защитить. Под пристальным взглядом проснувшегося вдруг гражданского общества обнаружились подробности: стало известно, что уголовное дело было заведено с опозданием на два дня, сотрудники ГИБДД cообщали, будто видеокамеры на месте происшествия неисправны, а следователи ГУВД не допускали родственников погибших до материалов дела. Спустя месяцы споров о том, какая из машин выехала на встречную полосу, «доколе народ будут считать за холопов» и можно ли называть человека преступником только из-за его статуса, расследование закрыли — виновными в ДТП был признан водитель Citroen C3. Если и были в этой истории позитивные моменты, то в сухом остатке их два: Нойз MC со временем превратился в героя-правдоруба, повадившегося высмеивать нерадивых служителей закона, а в интернете появилась вера в протестную силу перепоста, пусть и не прошедшую первую проверку боем.




На встрече с победителями студенческих олимпиад Дмитрий Медведев объявил о создании ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий — короче говоря, доморощенной Кремниевой долины. По замыслу, в отстроенной заново подмосковной деревне Сколково поселятся филиалы ведущих университетов и инновационных компаний мира, причем за 5 лет должна появиться вся необходимая инфраструктура — в одном только 2011-м из бюджета выделили на это порядка 15 миллиардов рублей. Общая же стоимость нового центра оценивается в 4–8 миллиардов долларов. Несмотря на то, что пока в самом районе Сколково не построено ничего, кроме одноименной бизнес-школы, уже обнародованы имена членов попечительского совета под предводительством самого Медведева: сопредседателями совета стали Виктор Вексельберг и экс-глава Intel Крэйг Баррет, а научным руководителем назван Жорес Алферов. По утверждению Владислава Суркова, через 10 лет плотного сотрудничества предпринимателей и ученых должно произойти «чудо». Хотя скорее чудом можно назвать существование наукоградов, на скромные бюджетные отчисления уже сейчас создающих инновационные технологии. Только в Подмосковье их девять: Дубна с ее исследованиями ядерной физики, славящиеся авиастроением и ракетно-космической отраслью Жуковский, Королев и Реутов; разрабатывающий новую электронику город Фрязино; Троицк и Протвино, работающие над физикой высоких давлений; крупный биологический центр Пущино, а также Черноголовка, чья специализация — далеко не нано-лимонад, а математическая физика. Для справки: на 14 наукоградов России в следующем году государство выделит аж 570 миллионов рублей.


Новость
на The Village




Первый день Страстной недели запомнился серией страшных терактов в московском метрополитене: с разницей в 45 минут на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» детонировали две гексогеновые бомбы, для пущего эффекта начиненные гайками, гвоздями и болтами. Сорок человек погибли, более сотни ранены, но пострадавших москвичей в разы больше: работа Сокольнической линии оказалась парализована, и жадные до денег таксисты воспользовались ситуацией, взвинтив цены на несколько порядков. В первые же часы после теракта правоохранительные органы принялись искать «кавказский след»: согласно основной версии, взрывы стали местью чеченских повстанцев за успешные контртеррористические операции. На это указывали и характерная внешность взорвавших себя женщин-смертниц, и способ осуществления теракта — «пояс шахида». Расследование сопровождалось массовыми проверками лиц кавказской национальности в гостиницах и общежитиях, на рынках, улицах и вокзалах, в том числе пассажиров автобусов, ежедневно прибывающих в столицу. На станциях метро в три раза увеличили плотность милицейских нарядов, в день проверялось до сотни заявлений о минировании, а за информацию об организаторах терактов была объявлена награда в 1 миллион рублей. Вознаграждение так и не пригодилось: в специальном видеообращении лидер чеченских боевиков Доку Умаров взял ответственность за взрывы на себя.


Фотография:
Оля Эйхенбаум




В одном из главных московских долгостроев — реконструкции Большого театра — отныне принимают участие только три субподрядчика: компании холдинга «Сумма Капитал» призваны выполнять установку систем отопления и водоснабжения, монтаж лифтов и звонницы; группа «СУ-155» занята подготовкой подземного репетиционного зала и технических помещений, а реставрационно-строительная компания «Возрождение» работает над отделкой парадных помещений. Учитывая предшествовавшие этому решению скандалы, связанные с увеличением первоначальной сметы в 16 раз, отсутствием необходимых проектных документов и неразберихой между 30 подрядчиками, эта новость дала кое-какую надежду на то, что реконструкция вообще когда-нибудь закончится. Изначально здание театра собирались отреставрировать к 2008 году, теперь речь идет о начале 2011-го, хотя передний фасад с восемью колоннами освободили от строительных лесов еще летом.


Кадр из видео
группы «Война»




Обнаружив на YouTube забавный ролик с героем, оснастившим крышу своей машины синим ведерком на манер проблескового маячка, издатель и журналист Сергей Пархоменко обратился к товарищам по онлайн-сообществу «Сноб» с предложением взять идею на вооружение — в качестве протеста против использования «мигалок» высокопоставленными чиновниками. Этот полушутливый пост и дал начало вполне реальному Обществу синих ведерок, выступающему за равноправие на дорогах. Правда, его и обществом-то не назовешь: централизованный орган управления здесь заменяется массой дружественных сайтов и интернет-сообществ, а вместо свода строгих правил участникам предлагается использовать собственную фантазию. Тем не менее члены Общества регулярно проводят массовые заезды с детскими ведерками, а при обнаружении автомобиля с настоящей «мигалкой» принимаются дружно гудеть — ни то, ни другое законом не запрещено. Об успешности флешмоба можно судить хотя бы по тому, что в мае в Госдуму был внесен проект поправок «О демонстрациях», призванный отнять у пересмешников за рулем право участвовать в массовых акциях (тогда же член протестной арт-группы «Война» поддержал Общество, пробежавшись по служебной машине с синим ведром на голове). Всем своим опытом Синие ведерки как бы говорят нам, что протест не обязательно должен быть радикальным — иногда ему достаточно быть остроумным.


Фотография:
Lepretre Pierre




После трехлетней реконструкции на Кутузовском проспекте заново открылась гостиница «Украина» — знаменитая сталинская высотка на набережной Тараса Шевченко, один из символов современной Москвы, возведенный в середине XX века по проекту архитектора Мордвинова. Внешний облик здания остался нетронутым, реставрация же внутренних помещений позволила увеличить количество звезд с трех до пяти. Гостиница «Москва» судьбе «Украины» может только позавидовать: с тех пор как в 2004 году оригинальное здание было снесено ради увеличения площадей, ориентировочные сроки строительства новой «Москвы» постоянно продлевались. После скандала с кражей 90 миллионов долларов и возобновления работ в июле этого года была названа новая дата открытия —отель с одноименным торговым комплексом, деловым центром и кинотеатром распахнет свои двери в 2011 году. Аминь. Справедливости ради стоит сказать, что это еще не самый запущенный случай: гостиницу «Россия» уже пятый год не могут даже разобрать.


Архитектор
Рэм Колхас
на октрытии




Создатель журнала «Афиша» Илья Осколков-Ценципер, главный художник Первого канала Дмитрий Ликин, владелец бюро Wowhaus Олег Шапиро и основатель компании Yota Сергей Адоньев на деньги миллиардера Александра Мамута реализовали самый амбициозный образовательный проект года, придав ему до неприличия глянцевый лоск. Летние обеды на террасе, кинопоказы, светские вечеринки в одноименном баре и концерты — всё это в глазах многих заслонило первоначальную идею предприятия. О том, что новый Институт медиа, архитектуры и дизайна предоставляет бесплатное постдипломное образование молодым специалистам, а для прочих устраивает открытые лекции и круглые столы, некоторые просто не догадывались. Когда же лето кончилось, началась учеба, и вовремя подсуетившиеся студенты получили возможность общаться с глазу на глаз со звездами архитектуры первой величины. К этому моменту клубов и ресторанов на территории бывшей фабрики «Красный Октябрь» и без «Стрелки» оказалось предостаточно — даже бар «Белка» появился.


Фотография:
с блога epic-hero.ru



Акции в защиту 31-й статьи Конституции РФ, декларирующей право граждан мирно собираться на митингах и демонстрациях, проходящие каждое 31-е число месяца начиная с мая 2009 года, в 2010-м приобрели общенациональный размах. Если раньше придуманное Эдуардом Лимоновым движение «Стратегия-31» пользовалось поддержкой отдельных общественных организаций, карликовых партий и неофициальных субкультур, то за этот год на Триумфальной площади стало появляться всё больше простых граждан, и это отнюдь не вечно недовольные жизнью бабушки. Идеологически чуждые друг другу люди, преследующие совершенно разные цели — коммунисты и либерал-демократы, правозащитники и воинственные антифашисты, лишенные права на парады гомосексуалисты, еще недавно аполитичные хипстеры, даже семейные пары с детьми на руках, — на время объединились с целью отстоять общие права. Каждый раз акцию запрещали под предлогом проведения чего-нибудь доброго и полезного (праздника «Зимние забавы», сбора донорской крови, автомобильного фестиваля, стройки подземных парковок), митинг разгоняли силами милиции и ОМОНа, а его наиболее активных участников показательно задерживали и втихую избивали. При этом количество приверженцев движения как назло росло, собрания стали проводиться по всей стране — 31 мая они уже прошли в 41 городе России. Шаткость объединения доказала размолвка Лимонова c правозащитником Людмилой Алексеевой: заявительница «Стратегии-31», до того во всем поддерживавшая лидера «Другой России», в одиночку договорилась с властью о проведении санкционированного митинга, несмотря на основную идею «Стратегии-31» — как раз в свободе от запретов-разрешений сверху. Большинство участников движения Алексееву осудили, но было поздно: в результате 31-го числа на Триумфальной площади проходят два мероприятия разом — митинг запрещенный и, как новая форма «зимних забав», митинг разрешенный.


Фотография:
с сайта АрхНадзора




Генеральный план развития Москвы — трехтомник общим объемом полторы тысячи страниц, описывающий перспективы столичного градостроительства до 2025 года — был принят 5 мая, а с середины июня вступил в силу. Его основная мысль заключается в разделении городских территорий на две условные зоны. По идее авторов Генплана, в первых, «зонах развития», будут вестись реконструкции, снос и новое строительство, а во вторых, «зонах стабилизации» (центре и старых спальных районах), будет проводиться только капремонт и благоустройство территории. И если эти общие принципы едва ли кого-то смутили, то вот детали их осуществления не устроили многих: принятие документа сопровождалось критикой со стороны массы архитектурных экспертов и политических партий, Гринписа, Общественной палаты и Минрегиона России. Однако московскому мэру до поры до времени всё было нипочем — мол, общественные дискуссии по этому поводу состоялись еще в прошлом году и вообще: «Где вы раньше были?»


Фотография:
Михаил Василенко




В конце июня аварийный ремонт путепровода над Октябрьской железной дорогой, что находится на 24-м километре Ленинградского шоссе и в народе известен как «мост у „Икеи“», парализовал движение по трассе: сначала по Ленинградке запретили ездить грузовикам, а затем сузили движение до одной полосы в каждую сторону. Путь до аэропорта «Шереметьево», Зеленограда и близлежащих населенных пунктов городские власти предложили преодолевать с помощью альтернативных способов: как минимум использовать объезд, как максимум — садиться на электричку или аэроэкспресс. Многокилометровая пробка на одной из главных московских магистралей, и без того славной своими заторами, тянулась теперь до самого Кремля, и в бесконечных простоях автомобилисты начали размышлять о реальных причинах транспортной комы. По одной из версий ремонт был связан с запуском нового скоростного поезда «Сапсан», по другой — таким образом Лужков хотел насолить давнему конкуренту аэропорта «Внуково», который принадлежал московскому правительству. После поручения Владимира Путина разобраться с пробками на Ленинградке было открыто еще по одной полосе, и ситуация в целом нормализовалась. Насколько это вообще возможно в Москве.



Первая часть



Вторая часть