The Village собрал главные транспортные новости года
и взял комментарий у Михаила Блинкина, научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

  


МОСКОВСКИЕ ПРОБКИ

Комплексный план московских властей по борьбе с пробками был опубликован 10 ноября. Презентацию предложили обсудить жителям города — многостраничную презентацию опубликовали в интернете. В документе указаны шесть магистралей, которые будут строить в первую очередь, два участка, где пустят новые трамваи, и описаны локальные мероприятия по развитию дорожной сети. Эксперты и блогеры отнеслись к документу скептически.Михаил Блинкин: В Нью-Йорке, например, существуют социальные паромы — когда мост не справляется с возросшим вечером трафиком, власти подают паром, который перевозит машины на другой берег. Регулировать такую важную часть организма города, как движение автомобилей, можно и так, одного решения для каждого мегаполиса просто не существует.

Блогеры о плане Собянина
по борьбе с пробками

СИНИЕ ВЕДЕРКИ

Общественное движение «Синие ведерки» стало главной проблемой столичного ГИБДД в апреле. Возмущенные в том числе февральским ДТП с участием топ-менеджера компании «Лукойл», водители выступили против чиновников, которые используют мигалки на дорогах. Массовые акции «синих ведерок» попытались запретить, добавив поправки в закон «О демонстрациях...», но президент наложил на новый документ вето и отправил на доработку.Михаил Блинкин: Столичные автовладельцы за десять лет научились пропускать людей на переходах и не гнать на красный. Естественно, их возмутили феодальные пережитки — езда с мигалками, — когда приоритет на дороге имеет богач.

Интервью с Noize MC, автором
песни об автоаварии с участием
топ-менеджера «Лукойла»

ЗАПРЕТ ПАРКОВКИ
НА ТВЕРСКОЙ УЛИЦЕ

Через несколько недель после избрания на пост мэра Собянин постановил запретить парковку на протяжении всей Тверской улицы. Постановление выполнили с таким же рвением, как и снос ларьков: за один день власти стерли разметку, разрешавшую парковку, вкопали знаки «Остановка запрещена» и увезли на эвакуаторах десятки автомобилей.Михаил Блинкин: Мы, наверное, последняя страна в мире, где разрешен фри-паркинг. Оставлять машину на обочине запретили в Америке в начале 30-х годов, а в Европе в начале 60-х — у нас фри-паркинг существует до сих пор.

Фоторепортаж: Парковка запрещена

  

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ

Амбициозную идею создать российский автомобиль на электричестве взялся воплощать миллиардер Михаил Прохоров — первые упоминания об автомобиле казались, скорее, шуткой или пиар-ходом. Но уже 13 декабря публике представили три опытных образца «Ё-мобиля». Выпуск машин запланирован на июль 2012-го, а первый завод появится уже в январе следующего года.Михаил Блинкин: Массовое внедрение электроавтомобилей — это вопрос чисто экономический: сколько стоит, кто заплатит. Это дорогое удовольствие даже для богатых стран.

Каким будет транспорт будущего: электромобили, дороги на солнечных батареях и беспилотные такси

      


НОВЫЕ СТАНЦИИ МЕТРО: ДОСТОЕВСКАЯ И МАРЬИНА РОЩА

Власти Москвы несколько раз откладывали открытие станций «Достоевская» и «Марьина Роща»: в первый раз в прошлом году, а во второй — 15 мая, в день 75-летия московского метрополитена. После очередного переноса даты открытия станции появились слухи о том, что открытие не может состояться из-за фресок на «Достоевской», которые на первых фотографиях выглядели чересчур мрачно. В итоге фрески не сняли, а обществу станция «Достоевская» понравилась больше, чем «Марьина Роща», оформленная в стиле ар-нуво.Михаил Блинкин: Мое мнение не совпадает с мнением большинства любителей метро: метромузеи с фресками и картинами нужно оставить в старой советской эпохе, а не продолжать плодить сегодня. Метрополитен в первую очередь является рейсовой системой перевозки пассажиров. Если нужно в музей — идите в Пушкинский. Старые станции, конечно, нужно оставить, в качестве памятника эпохи.

  

ПРОХОД ЧЕРЕЗ ТУРНИКЕТЫ
С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА

Дать возможность заходить в метро с помощью мобильного телефона обещали уже этой осенью, но нововведение перенесли на следующий год. Для того чтобы сделать свой телефон проездным билетом, нужно будет сменить сим-карту и вставить в телефон дополнительную внутреннюю антенну. В сим-карте будет находиться виртуальный кошелек, на который можно перевести деньги с лицевого счета для оплаты поездок. Останется приложить телефон к считывающему устройству турникета и пройти в метро.Михаил Блинкин: Системе замкнутого входа — турникеты в метро относятся именно к этой системе — любой технологический прогресс только на пользу. Смарт-карты, мобильные телефоны, оплата с помощью кредитки — любой из этих способов уменьшит очереди перед кассами и увеличит скорость прохода. Если эксперимент в метро пройдет успешно, то можно использовать эти наработки в общественном транспорте.

   

      


ОТМЕНА
ЭЛЕКТРОННЫХ КОНДУКТОРОВ

К концу года власти также сообщили о том, что в 2011 году планируется убрать всех «электронных контролеров» — валидаторы в общественном транспорте. На что их заменят, не сказали — возможно, неудачный эксперимент заставит власти вернуться к традиционному способу проверки билетов, а в московские автобусы, троллейбусы и трамваи вернутся контролеры из плоти и крови.Михаил Блинкин: Валидаторы — палка о двух концах. Вводили их не для того, чтобы издеваться над народом, а для того, чтобы появилась хоть какая-то кассовая выручка. До введения валидаторов, народ просто никогда не платил за проезд. Но эти же самые валидаторы сильно замедлили посадку пассажиров. А если замедляется посадка, то и эффективность общественного транспорта падает. Отмена валидаторов ставит новый вопрос — как получать выручку.

  

ПРЕДЛОЖЕНИЕ УБРАТЬ
ТРОЛЛЕЙБУСЫ ИЗ ЦЕНТРА

В «транспортном генплане» Сергея Собянина нашелся пункт о том, что троллейбусы нужно убирать из города. В документе предлагалось заменить их «вместительными машинами». Горожане стали бить тревогу: изменение маршрута № 63 сочли началом активной борьбы против троллейбусов. Оказалось, что пока убирать машины никто не собирается, сначала нужно закупить «экобусы».Михаил Блинкин: Таких революционных идей никто воплощать в жизнь, конечно, не будет. Хотя, в принципе, троллейбусы с «рогами» в центре города — это архаика. Но если убирать, то нужно думать о том, что ставить взамен. Общественный транспорт центру города необходим. Предложения имеются, но изменения произойдут не скоро: на 2011-й уже бюджет собран, расходы на замену троллейбусного состава там не указаны.

      


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для решения транспортной проблемы города столичное правительство собралось привлекать иностранных специалистов, которые решали подобные проблемы в зарубежных мегаполисах. Конкретных имен не назвали.Михаил Блинкин: В XIX веке пленных французов нанимали в гувернеры просто потому, что они знали французский. У нас, скажем, есть такой молодой японский специалист Киитиро Хатояма, который дает советы, как нужно уменьшить трафик. Его рекомендации основаны на Венской конвенции о дорожном движении, а российские ПДД он даже не читал. Такие иностранцы не нужны Москве задаром. Нужны серьезные — как бразилец Жайме Лернер.

ПОЕЗДА ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА
В АЭРОПОРТЫ

Хотя поезда «Аэроэкспресса», соединяющего вокзалы в центре города с аэропортами «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово», появились не в этом году, нужно заметить: сегодня доехать до терминала на поезде кажется абсолютной нормой.Михаил Блинкин: Сложно говорить о каких-то улучшениях в транспортной ситуации Москвы: проблем очень много. Но я считаю, одна из главных хороших новостей года — что в столице нормально работают электрички в аэропорты. Наконец-то в Москве появилась и прижилась стабильно работающая система.

ПОТРЕБНОСТЬ В СОЗДАНИИ
ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ

В этом году все говорили о велосипедах — появлялись новые прокаты, московский стрит-арт художник напечатал карту велодорог, а потом зарисовал улицы собственной велоразметкой, а одним из самых популярных ответов в опросе The Village «Чего не хватает в Москве?» — был: «Велодорожек».Михаил Блинкин: Это чрезвычайно симпатичный способ передвижения, во многих городах есть обособленные велодороги, масса инженеров задействованы в создании мировой велоинфраструктуры. Но, к сожалению, в нынешних столичных реалиях создание сети велодорог абсолютно невозможно.

   

ТРАНСПОРТНЫЕ
КАТАКЛИЗМЫ

Нынешний год запомнится горожанам своими транспортными ЧП. Будь то обесточенные больше суток терминалы «Домодедово», страшная жара, стоявшая летом в метрополитене, или трагические события на станциях «Лубянка» и «Парк культуры».Михаил Блинкин: Когда в Москве было 40 градусов, московское метро не справлялось с жарой — ну что же, неудивительно. Никакое другое метро тоже бы не справилось.

Рассказ очевидца о событиях в «Домодедово»

После теракта: Америка, Испания, Великобритания, Россия

  

     

Итоги года:

АрхитектураМагазиныОбщество/политика
Словарь 2010 года