В современной Москве более трех тысяч улиц, а после расширения города их количество вырастет еще примерно на тысячу. Сегодня улицы называют и переименовывают в честь политических деятелей или громких событий: они являются частью государственной пропаганды и государственной политики, но так было не всегда. Первая улица, названная в честь политической фигуры, появилась в Москве только в конце XIX века, а переименование когда-то было экстраординарным событием и требовало личного указа царя. По просьбе The Village Мария Бахарева разобралась в законе «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы» и изучила подход к наименованию в разные периоды истории и сейчас.

 

 

ДО РЕВОЛЮЦИИ

Как и во всех древних городах, названия улиц в Москве складывались по историко-географическому принципу. И проблем с тем, как назвать улицу, не существовало. На месте кожевенной слободы появлялась Кожевническая набережная, через бывшую ямщицкую слободу пролегли Ямские улицы. Там, где жили представители сопредельных государств, выросли улицы и переулки Хохловские, Армянские и Грузинские. Если же улица носила чье-то имя, то называлась она не в честь какой-то выдающейся личности, это всего-навсего означало, что человеку с этим именем принадлежит или принадлежало тут самое крупное домовладение. Под мостовой Неглинного проезда и Студенецкого переулка текли заключенные в трубы речки с теми же названиями. Еще одним источником названий улиц были церкви — храм святого Спиридона Тримифунтского стоял на улице Спиридоновке, а в Трехсвятительском переулке обыватель гарантированно находил Трехсвятительский храм. В общем, всё было логично и понятно.

 
Первое переименование улицы в Москве состоялось в 1658 году: по указу царя Алексея Михайловича Большая Чертольская улица стала Пречистенской.