По официальным данным, общая протяжённость набережных вдоль Москвы-реки — 185 километров. Половина приходится на земли производственного назначения или вовсе не имеет статуса. Городские чиновники и архитекторы уже не первый год составляют проекты рационального использования водного пространства и береговых территорий главной столичной реки. Но ни один из них так и не был в полной мере претворён в жизнь. По просьбе The Village Александра Мерцалова изучила 8 самых интересных проектов.

 

Забытые проекты

Амбиции по инфраструктурному развитию Москвы-реки и прилегающих территорий появились у столичного правительства в середине 2000-х. Тогда была составлена отдельная целевая программа благоустройства и оформления набережных. Но разработать детальный план действий так и не получилось: сначала помешал кризис, а потом пересмотр градостроительной политики. 

В 2009 году на конкурсе «Москва-река в Москве», который Центр современной архитектуры проводил совместно с Национальной ассоциацией судовладельцев, было представлено более 20 проектов по использованию водного пространства и прилегающих территорий. Все проекты были направлены в Москомархитектуру, но реализовывать ни один из них не стали. Но, как говорит один из организаторов конкурса, глава Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский, речи об этом не было изначально: «Проекты концептуально показывали, что в принципе можно строить на Москве-реке. Сейчас мы разрабатываем новые объекты, опираясь на них».

 

Платформа для вечеринок и катка

Первое место в том конкурсе получила концепция «Свободное пространство» мастерской «Моспроект-4». Архитектор Дмитрий Буш предлагал установить на воде платформу размером 45 на 12 метров и провести там ночную подсветку. Делать на искусственной территории, по задумке, можно было что угодно: например, летом устраивать концерты и вечеринки, а зимой — заливать каток. Помимо этого, архитектор разработал план строительства на реке плавучих 40-местных гостиниц.

Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 1.

 

Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 2.

ДМИТРИЙ БУШ
 

Самыми перспективными местами для «Свободного пространства» мне видятся Фрунзенская и Лужнецкая набережные: здесь нет ни промышленных зон, ни тяжёлых архитектурных форм. В то же время районы довольно престижные — проект бы отлично вписался. В перспективе можно рассматривать Бережковскую набережную, но, боюсь, в этом случае создать неблагоприятный фон может соседство с Киевским вокзалом. Сразу после окончания конкурса организаторы и инвесторы проявляли к нашим концепциям очень большой интерес, назывались даже сроки реализации. Но никаких конкретных предложений сделано так и не было. Мы будем рады реализовать проект, как только они появятся.

 

 

Пристань-галерея

Второй приз жюри отдало «Плавучей лаборатории» мастерской Тотана Кузембаева. Архитекторы предложили соорудить на реке своеобразный музей, наполненный 1 001 кубическим метром воды. В зависимости от состояния речной флоры и фауны, цвет конструкции мог быть синим, зелёным, жёлтым или малиновым. Компания предложила и другой проект — концепцию пристани-галереи «Призрак». Днём сооружение можно было бы использовать как обычный причал, а ночью — как галерею мультимедийного искусства.

«Плавучая лаборатория». Изображение № 3.«Плавучая лаборатория»

 

«Плавбульвар»

Третьим в конкурсе был «Плавбульвар» Александра Асадова: автор предлагал соединить цепочку дебаркадеров единым пешеходным бульваром замысловатой формы. Каждая плавучая площадка должна была иметь собственную функцию: кафе, ресторан, спортивный зал или любой другой объект общественного назначения. Реализовать концепцию предполагалось на Пречистенской, Кремлёвской, Крымской, Андреевской и Воробьёвской набережных.

Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 5.

 

Трибуна с пивным баром

Бюро Александра Бродского предложило построить пивной зал с трибуной на Краснопресненской набережной, прямо перед домом правительства. По задумке архитектора, сидя на открытых трибунах, можно было бы следить за соревнованиями на воде, а внутри работал бы тематический бар.

Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 14.

 

 

Стадия разработки

Московские власти рассматривают реку в двух главных аспектах. В качестве транспортной артерии она поможет разгрузить дороги и метро, а также восполнит недостаток площадей в центре. Впрочем, одновременно разрабатываются проекты благоустройства набережных — на территории завода «ЗИЛ», в парке «Нагатинская пойма» и вблизи «Москва-Сити».

 

Дебаркадеры

Сейчас можно сказать определенно, что вскоре на Москву-реку вернутся дебаркадеры, демонтированные в 2008 году по инициативе Юрия Лужкова. Их будет 15, все они разместятся внутри Садового кольца на площадках, которые были выделены ещё в 2004–2005 годах. Ждать того, что все строения на воде будут выглядеть одинаково, тоже не приходится: размер и внешний вид дебаркадера в каждом случае определяются индивидуально.

Первый дебаркадер площадью 950 квадратных метров должен заработать уже в середине осени на Космодамианской набережной. Какое заведение там появится, пока не решено: инвесторы проекта рассматривают несколько предложений. Согласно разработанной концепции, на воде можно открыть ресторан, фитнес-центр, спортивную площадку, апарт-отель или гостиницу.

Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 15.

 

Метро на воде

Ближайшей осенью, согласно планам городского правительства, в Москве должно заработать «водное метро». Изначально, правда, запуск планировали ещё весной, но тогда из-за недостаточного финансирования производители смогли построить лишь один катер из десяти запланированных. В перспективе департамент транспорта рассчитывает также запустить суда на воздушной подушке, которые будут скользить по воде со скоростью 70 километров в час.

 

Маршрут: Печатники — Китай-город

19 КИЛОМЕТРОВ

 

Время
в пути

50 МИНУТ

 


Катеров

10 

 

Вместимость
катера

30–50 человек


Непосредственно территории набережных пока ждут лишь точечные проекты реконструкции. Например, в конце июля 2012 года подведены итоги городского конкурса на проект реконструкции Мневниковской поймы. Благоустройство территории предполагает использование значительного участка Москвы-реки. Впрочем, итоги конкурса так и не прояснили окончательной судьбы земли. Стало очевидно лишь то, что на выделенном участке появится парк. Жюри отметило наградами пять разноплановых проектов, на основе которых управляющая компания NAI Becar должна будет разработать и согласовать один. 

 

 

Перспективы развития

Свои идеи относительно реки и набережных постоянно предлагают независимые архитекторы. Вот лишь два наиболее интересных проекта.

Деревянные набережные

Мастерская Wowhaus Олега Шапиро представила концепцию дополнительных ярусов набережных. Специальные деревянные настилы должны пройти вдоль Берсеневской, Кадашевской и Якиманской набережных и выступить их естественным расширением. Верхний уровень набережных, шириной 3–3,5 метра, разделён на две части — пешеходную зону и велодорожку; нижний, 1,5-метровый, соединён с причалами и является прогулочной зоной. «Сама по себе идея не новая, мы просто визуализировали проект. Его можно будет реализовать, хотя и возникнут небольшие сложности, связанные с тем, что речь идёт об охранной зоне», — признаются в бюро.

Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 16.



Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 23.

АНАСТАСИЯ РЫЧКОВА

архитектор Wowhaus

 

Нет смысла достраивать набережные по всей длине реки: мы выбирали только те участки, где ситуация критична и пройти практически невозможно. В остальных местах можно преобразовать существующую набережную, создав там зелёную зону и различные точки питания.

 

 

Велополитен

Другой громкий проект — создание в городе велополитена, который бы проходил над всей Москвой-рекой. Концепцию, обнародованную ещё в 1980 году советским инженером Полем Райкиным, не так давно переосмыслил архитектор Александр Перов. По замыслу проектировщика, велополитен должен представлять собой широкую пластиковую трубу с пешеходными дорожками, внутренней парковкой и специальными лифтами через каждые два километра. Несмотря на футуристический характер идеи, шансы быть реализованной у неё достаточно высоки: возможность создания навесной велосипедной трассы активно обсуждается в правительстве ещё с 2008 года.



Берега-утопии: Какой могла бы быть Москва-река. Изображение № 24.

сергей ткаченко

бывший руководитель «НИиПи Генплана Москвы»,
глава мастерской «Моспроект-5»

 

Сейчас существует множество инфраструктурных проектов, без которых прекрасно можно обойтись, но, если мы любим свой город и хотим в нём жить, реализовать их действительно стоит. Велополитен как раз из их числа. Я не думаю, что такой объект может быть реализован в ближайшее время. Традиционно городские власти предпочитают вкладываться в проекты, которые дают быструю отдачу: строительство дорог или новых линий метрополитена. Вопрос появления в городе навесных набережных уже прорабатывался десять лет назад. Тогда архитектурное сообщество наткнулось на серьёзное противостояние властей. Воплотить проект действительно сложно: первоначально нужно решить слишком большое количество инфраструктурных проблем.