Историк, краевед и известный петербургский писатель Лев Лурье написал путеводитель по Петербургу Достоевского. В книге он предлагает пять экскурсионных маршрутов, рассчитанных на 1,5–2 часа пешей прогулки каждый: есть гиды и по парадному имперскому городу конца XIX века, которые не любил писатель, и по исключительно «достоевским» местам, не упоминающимся в стандартных путеводителях. Тираж сборника — 3 000 экземпляров, и уже сейчас его можно купить в интернет-магазинах или Доме книги.

Кроме пяти прогулок, в книгу включили главы «Пообедать в Петербурге Достоевского» с гидом по ресторанам, где бывал писатель или которые напоминают о нём, и «За покупками в Петербург Достоевского» с антикварными лавками, где торгуют вещами конца XIX века.

Лев Лурье выпустил путеводитель «Петербург Достоевского». Изображение № 1.

 

Маршруты путеводителя

 

«От замка — к крепости» 

Прогулка посвящена Петербургу 1840-х годов — времени ученичества и литературного дебюта Достоевского. Он проходит вдоль Фонтанки и заканчивается осмотром Петропавловской крепости.

 

«Последнее десятилетие (по обе стороны Невского)»

Четвёртый маршрут рассказывает о конце 1870-х годов — времени, когда Достоевский достиг настоящей славы.

 

«С Раскольниковым по окрестностям Сенной»

Маршрут, посвящённый Петербургу 1860-х годов и топографии «Преступления и наказания», проходит в районе Сенной площади.

 

«Память о Достоевском»

Прогулка от музея-квартиры Достоевского до места его захоронения.

 

Город, который не любил Достоевский

Экскурсия охватывает парадный центр города и рассказывает о Петербурге времён Достоевского как об административной, военной и культурной столице России. Тут предлагают посмотреть на панораму города с колоннады Исаакиевского собора, а также посетить музей-квартиру Пушкина, вне биографии которого трудно понять творчество Достоевского.

 

Где купить путеводитель

Интернет-
магазин Ozon.ru

384 рубля

 

Издательство
«БХВ-Петербург»

349 рублей

 

Интернет-магазин
Дома книги

547 рублей

 

Дом книги
на Невском

608 рублей

 

Лев Лурье выпустил путеводитель «Петербург Достоевского». Изображение № 2.
Екатерина Трубей

Руководитель проектов
издательства BHV

 

Путеводитель рассказывает не столько о произведениях Достоевского и о его героях, а о самом городе второй половины XXI века, в котором жил Фёдор Михайлович и в котором мы продолжаем жить, так как он хорошо сохранился. Все постройки, все здания, даже рестораны, в которых он любил обедать. При этом это полноценный путеводитель по городу. Даже турист, который не видел ни дворцов, ни Петропавловской крепости, может обойтись этим путеводителем. В нём есть все классические достопримечательности. Первый маршрут в путеводителе «Петербург, который не любил Достоевский» — как раз имперский Петербург — Петропавловская крепость, где Достоевский сидел, Семеновский плац, на котором его собирались казнить. Лурье пишет интересно и захватывающе, к каждому маршруту прилагается карта, иллюстрации. Плюс есть глава «Пообедать в Петербурге Достоевского» с ресторанами либо существующие с тех времён на том же месте, либо ассоциирующиеся с Достоевским. Например, ресторан «Палкин» — тогда это был трактир рядом с типографией, где печатался его журнал. И глава «За покупками в Петербург Достоевского» — по антикварным магазинам города.



Лев Лурье выпустил путеводитель «Петербург Достоевского». Изображение № 3.
Лев Лурье

В предисловии к путеводителю 

 

Петербург Достоевского — это не только духовный и литературный факт, но и вполне определённая часть современного города. Любой сведущий петербуржец легко назовёт вам её местоположение и границы. Это Петербург 1840–1870-х годов, редко посещаемый сегодняшними туристами, но удивительно хорошо сохранившийся (в отличие от диккенсовского Лондона, Парижа Гюго или Москвы Толстого, разрушенных бомбардировками Второй мировой войны и строительной лихорадкой ХХ века).

Почему же мы выбрали темой нашей книги Петербург Достоевского, то есть, в некотором смысле, антигород? Прежде всего писатель создал на страницах своих произведений воистину новую реальность. Любой следующий Петербург, будь то Петербург Блока, Белого, Ахматовой, Мандельштама или Бродского, обязан считаться с этой реальностью и не может быть понят вне её контекста.