Интернет как площадку для городских активностей стали использовать относительно недавно. Теперь в каждом крупном городе есть сайты и сервисы, которые привлекают горожан к инициативам снизу, никак не связанным деятельностью официальных властей. Их пользователи успешно борются со свалками и пробками и заставляют работать коммунальные службы. Подобные организации чаще всего действуют по принципу краудфаундинга, то есть источник их финансирования — пожертвования людей, которым симпатичен проект. The Village изучил 8 сайтов, созданных городскими активистами, и узнал, эффективно ли они работают.

 

Коммунальщики

«ДомДворДороги»

 

Сайт: Domdvordorogi.ru

Год основания: 2011

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 1.

Жалобы — главная специализация одного из самых известных интернет-проектов, призванных научить граждан правильно взаимодействовать со службами ЖКХ. На сайте собраны шаблоны обращений в различные инстанции, а также критерии, по которым можно оценить масштаб той или иной проблемы. Довольно удобный интерфейс страницы позволяет быстро описать ситуацию — разбит уличный фонарь, пахнет у мусоропровода, грязный двор, выбоина на дороге, — а после написать заявление в нужную инстанцию. По мнению создателей проекта Дмитрия Левенца и Ксении Мушиной, чем больше однотипных жалоб будут получать чиновники, тем быстрее они начнут работать. Инициатива «Дом.Двор.Дороги» изначально московская. В Петербурге существовала аналогичная, под названием Cityproblems.ru. Со временем её решили объединить с более крупным столичным сервисом, который начал работать на разные города. В неделю городские службы решают порядка десятка проблем, заявки о которых поступают через сайт.

 

«Красивый Петербург»

 

Сайт: Красивыйпетербург.рф

Год основания: 2012

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 3.

Проект «Красивый Петербург», запущенный этой весной, предлагает петербуржцам фотографировать изъяны в городской среде и проблемы, которые срочно надо решить. Снимки сломанных детских площадок, непросыхающих луж во дворе и других недоработок коммунальщиков ежедневно и в большом количестве отправляют чиновникам. Для этого на сайте действует простая схема составления жалоб: увидел — сфотографировал — загрузил — добавил информацию. Всё это занимает около 20 секунд. Уже более 4 000 тысяч документов о нарушениях попали на столы к чиновникам, около 30 % проблем решены, остальные будут исправлять с помощью прокуратуры. К своим инициативам «Красивый Петербург» подключил уже несколько тысяч горожан. Раз в месяц они устраивают массовую фотопрогулку, после которой в администрации районов единовременно поступают сотни претензий, на которые они обязаны отвечать. Создатели ресурса даже предложили чиновникам свою помощь в обработке жалоб, но те её пока не принимают. 

 

Дорожники

«Пробок нет»

 

Сайт: Probok.net

Год основания: 2010 

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 5.

Изначально «Пробок нет» — совместный проект Московского центра борьбы с пробками и сайта Roads.ru, который действовал только в пределах столицы. Сейчас, благодаря мощной рекламной кампании и частым упоминаниям в СМИ, о сайте знают во всех крупных городах России. На «Пробок нет» собирают любые идеи по улучшению транспортной инфраструктуры в городе. Можно предложить перестроить поворот, закопать яму, убрать лежачего полицейского или нарисовать дополнительный пешеходный переход. Единственное условие: предложенная мера должна так или иначе решать ситуацию с пробками. Организация собирает предложения в тематические информационные бюллетени, которые попадают на стол петербургским чиновникам. Всего на сайте собрали 4 000 предложений, а за время работы убрали больше сотни проблемных участков на дорогах города.

 

«РосЯма»

 

Сайт: Rosyama.ru

Год основания: 2011

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 9.

Один из проектов Алексея Навального уже больше года регистрирует ямы на дорогах по всей стране. По действующим в стране нормативам, выбоины должны быть не больше 15 сантиметров в ширину, 60 — в длину и 5 — в глубину. Всё, что превышает норму, должно быть исправлено в течение 37 дней после того, как ГИБДД получит заявление о нарушении от любого гражданина России. Если за этот срок яму не залатали, можно обращаться в прокуратуру. Инструкцию по заполнению этого заявления тоже приводят на сайте. Сейчас на «Рос.Яме» загружено 30 146 фотографий выбоин со всей страны, из них 8 167 уже устранили.

 

Good Luck Me

 

Сайт: Good-luck.me

Год основания: 2012

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 11.
 

Good Luck Me — социальная сеть, которая объединяет участников и свидетелей ДТП. Для того, чтобы они нашли друг друга, на сайте есть несколько удобных функций. На карту города можно нанести информацию о ДТП, указав его локацию, а во вкладке с объявлениями написать об увиденной аварии или рассказать о своей, призывая откликнуться всех очевидцев. Пока что у сайта не очень много пользователей, но если он станет популярным, это облегчит жизнь многим автомобилистам. Идеолог проекта Максим Козак заметил, что интернет кишит видео с авариями, а в социальных сетях очень часто разыскивают свидетелей ДТП. Объединить их на одном ресурсе и есть главная задача разработчиков.

 

 Экологи

«Мусора.Больше.Нет»

 

Сайт: Musora.bolshe.net

Год основания: 2009

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 13.

Musora.bolshe.net — не сервис, а информационный сайт общественной экологической организации, которая ведёт свою деятельность в Петербурге с 2004 года. На сайте не только размещают анонсы акций, но и собирают инициативные группы. Помимо этого, на нём работает интерактивная карта пунктов сбора опасных отходов в Петербурге. Организация не только борется за очистку и озеленение городских территорий, но и старается изменить отношение общества к отходам. Основатели движения уверены, что твёрдый мусор — ценное сырьё. Чтобы доказать это, гражданские активисты проводят выставки и мастер-классы, где показывают, как из мусора можно сделать произведение искусства, а также помогают желающим сортировать отходы и устраивают акции вроде «Залоговая стоимость тары». На оупен-эйрах и фестивалях «Мусора.Больше.Нет» договариваются с фуд-кортами, чтобы те добавляли к стоимости еды и напитков в пластиковой таре по 10 рублей в качестве залога. Если посетители приносят использованную тару обратно, деньги им возвращают. Таким образом около 70 % всего возможного мусора оказывается в специально отведённых для него местах. После мероприятия желающие подзаработать даже собирают бутылки за менее ответственными посетителями.

 

Ecofront

 

Сайт: Ecofront.ru

Год основания: 2012

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 18. Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 21.

Сайт, сделанный для того, чтобы горожане сами боролись со свалками, имеет простой алгоритм действия: найти несанкционированную свалку, опубликовать её фото и обратиться к властям. Бывает, что ответственность за территорию, на которой много мусора, не берут на себя никакие государственные структуры — тогда на Ecofront.ru предлагают собирать команду в режиме онлайн и вместе ликвидировать свалку. Проект пока включает чуть более полутора тысяч объектов в Москве и Петербурге, из которых 319 ликвидировано.

 

 Велоактивисты

I Bike SPb

 

Сайт: I-bike-spb.ru

Год основания: 2011

Улучшайзинг: Как гражданские активисты благоустраивают Петербург. Изображение № 22.

«Наша цель: способствовать превращению Санкт-Петербурга в удобный для жизни город, продвигая идею велосипедизации как неотъемлемую часть этого превращения», — так пишут организаторы проекта I Bike SPb сами о себе. Для того, чтобы велосипедизировать город, активисты уже провели десятки мероприятий: тематический фестиваль кино, «Велостояние» на проспекте Луначарского, «Евровелопробег» и совместный с The Village заезд «За велогород». На сайте можно подписать петицию с предложением разрешить велосипедистам ездить по полосам общественного транспорта, пока в городе нет развитой сети велодорог. В будущем эту петицию отправят губернатору. Кроме этого, на I Bike SPb собирают фотографии и истории горожан, которые используют велосипед как основной транспорт.