В начале ноября глава киевской горадминистрации Александр Попов заявил, что, кроме метро на Троещину, город также планирует строить метро на Виноградарь. Позже премьер-министр Украины Николай Азаров поручил Министерству инфраструктуры рассмотреть вопрос о подготовке в 2013 году проекта ветки в этом направлении. Ориентировочная продолжительность строительства — 3–4 года при условии бесперебойного финансирования. Однако пока окончательный маршрут линии и расположение будущих станций неясны. Изучая бывшие, нынешние и альтернативные проекты, The Village пытался понять, каким может стать метро на Виноградарь.

 

Старые проекты

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 1.

1976

 

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 2.

1985

 

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 3.

2000

 

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 4.

2010

Впервые линия метро в направлении Виноградаря появилась на схеме метрополитена 1976 года. Ветка, идущая из центра через Лукьяновку, за «Дорогожичами» поворачивала севернее — в район окончания улицы Северо-Сырецкой с выходом на Ветряные горы. Но тогда жилмассив Виноградарь только проектировался и вопрос метрополитена не был таким острым.

На схеме 1985 года линию продлили — появились станции «Проспект Правды» и «Виноградарь». На перспективной схеме «Метро — к 2000 году» линия изменила направление и пошла не на запад, а на север — через Виноградарь до площади Шевченко. На схеме «Метро — к 2010 году» расположение станций практически не изменилось, но линию вновь укоротили, а станция на площади Шевченко исчезла. Станции предусматривались на улице Северо-Сырецкой (в промзоне, у завода «Квазар»), а также на Виноградаре (на проспекте Правды). Этот вариант перекочевал в ныне действующий Генплан, принятый в 2002 году.

 

Генплан до 2020 года

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 5.

На схеме развития транспорта Генплана до 2020 года (принят в 2002 году) линию вновь продлевают в западном направлении и предлагают вывести её к Синему озеру. Предусмотрены три станции — «Мостицкая» на Новомостицкой улице, «Виноградарь» на пересечении проспектов Правды и Василия Порика, «Синеозерная» на пересечении улицы Маршала Гречко и проспекта Правды. При этом плотная жилая застройка вокруг станций появляется только в районе станции «Виноградарь» — станция «Мостицкая» оказывается в довольно пустынном месте, вокруг лес, промзона, теплицы.

 

Генплан до 2025 года

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 6.

В проекте Генплана до 2025 года линия, как и прежде, идёт через станцию «Мостицкая», но «Синеозерной» на схемах уже нет. После «Мостицкой» станции предлагают разместить на ещё несуществующем в то время продолжении проспекта Василия Порика южнее проспекта Правды и на самом проспекте Правды ближе к улице Маршала Гречко. Конечный пункт — депо. Такой маршрут метро захватывал только южную окраину Виноградаря и утрачивал возможность развития в будущем: ветка по сути замыкалась.

 

Альтернативный вариант

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 7.

Одновременно с официальными вариантами уже много лет обсуждается альтернативный: специалисты организации «Киевляне — за общественный транспорт» предлагают проложить линию левее, вдоль улицы Стеценко, сделать станцию на Интернациональной площади и далее провести ветку вдоль улицы Маршала Гречко к Синему озеру с возможностью продления до конечной остановки общественного транспорта на проспекте Свободы.

Среди плюсов такого сценария — больший охват жилмассива, возможность развития линии на Виноградаре, разгрузка красной ветки (на станцию на Интернациональной площади переориентируется часть жителей Нивок).

 

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 8.
Александр Попов

Глава киевской горгосадминистрации

 

Мы действительно планируем построить метро на Виноградаре. Этот проект обойдётся нам в 2 миллиарда гривен. Но также там необходимо построить ещё и электродепо, что увеличит сумму до 3 миллиардов гривен. Главное, чтобы в стране была стабильность, благодаря которой построить метро на Виноградарь можно будет в течение 3–4 лет.

В Киеве собираются строить метро на Виноградарь. Изображение № 9.
Михаил Барашков

Глава общественной организации «Комитет „Киевляне — за общественный транспорт“»

 

Вариант строительства метро на Виноградарь через Интернациональную площадь имеет ряд плюсов по сравнению с вариантом развития линии по Генплану. Так, станции на Интернациональной площади и на пересечении улиц Маршала Гречко и Северо-Сырецкой оказываются посреди уже существующей застройки. К тому же по новым планам сады вдоль улицы Маршала Гречко будут застраиваться — метро будет как раз кстати. Появление станции на Интернациональной площади значительно облегчит жизнь жителям Виноградаря, сократив время пути до метро минимум на 7 минут. Станция же «Мостицкая» по Генплану не так удобно расположена. Ещё одно преимущество — это упрощение строительства линии. Конечно, от станции «Сырец» до Интернациональной площади придётся строить тоннели глубокого залегания, однако вдоль улицы Маршала Гречко и далее к проспекту Свободы участок довольно лёгкий.

 


Фото из архива Михаила Барашкова
Текст: Артём Арефьев