26 апреля Госдума приняла в третьем чтении закон, обязывающий водителей мопедов, скутеров и легких квадроциклов получать водительские права новой категории «М» и регистрировать транспортные средства. Закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования, но прежде его еще должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.

 

  

Комментарий: Дмитрий Пантюшин о правах для мопедистов. Изображение № 1.

Дмитрий Пантюшин

один из создателей 
клуба Clevermoto

Когда я начинал водить мопед в Москве, мне было двадцать. Я бы ненавидел всю эту законодательную возню — нашёл бы две-три страны, где такого нет, и апеллировал бы к тому, что вот, у всех всё как у людей, а нам надо получать права. Но сейчас могу сказать, что вижу в этом только плюсы. И думаю, к этому все привыкнут — конечно, не сразу: может быть, год или два пройдёт, но это неизбежно. К этому давно должны были прийти, я удивляюсь, что этого раньше не сделали. Это абсолютно эволюционный ход — с каждым годом мототехники становится всё больше.

Если встать на сторону чиновников, мы поймём, что им тоже станет проще: им же надо понимать, как решать проблему в случае аварий. Нужна какая-то система, чтобы с ней можно было работать. А пока всё шиворот-навыворот. Думаю, активность водителей мопедов с получением прав будет зависеть от того, как хорошо будут работать сотрудники ГИБДД: если они будут проверять права регулярно, это очень быстро разбежится по сарафанному радио и по крайней мере один из десяти мопедистов получит права. Ну, а через год-два к этому привыкнут и перетанут возмущаться.

Я правда считаю, что права на самом деле нужны. Я сам попадал в передряги и могу сказать, что, когда у тебя нет прав, ты не можешь себя защитить. Когда права есть — на твоей стороне закон, когда нет — это совсем странно.

 

  

Я сам ездил сначала
без шлема, потом без прав,
давал взятки

  

 

Кроме того, если посмотреть на окраины и Подмосковье, где вся молодежь покупает скутера, чтобы гонять на них за пивом... Думаю, самая большая шляпа с авариями не в Москве, а в регионах, там это совершенно не контролируют.

Я пока не вник в тонкости нового закона и ещё не слышал о том, что водительские права категории «B» можно будет использовать в качестве прав для вождения мопеда. Ну, наверное, это неплохо, если человек в любом случае знает правила дорожного движения. Хотя у водителя двухколёсника колоссальная разница с автомобилистами. Человек, который едет на машине, может даже не догадываться, что его ждёт, когда он сядет за руль мопеда. В идеале, хорошо, чтобы водителей мопедов обучали по специальной программе.

В целом, идея с новым законом мне кажется хорошей. Ну, правда, я понимаю, что 10-15 лет назад мне бы это не понравилось. Я сам ездил сначала без шлема, потом без прав, давал взятки. Я все эти стадии осознания прошел быстрее, чем государство, решившее наконец сделать обязательными права для мопедистов. Сейчас, когда у меня есть и категория «A», и категория «B», я понимаю, что это необходимо. Парни, которым сейчас 17 лет, еще не успели пройти этот путь. Но любой из них, думаю, сам пришел бы к тому же.