Накануне Евро-2012 Ростислав Русаков открыл сервис проката велосипедов GreenGo Bike, который успешно продолжает работать и сейчас.

До того, как заняться велосипедами, он изучал конституционное право, работал в сфере организации мероприятий и много путешествовал — за пять лет успел побывать более чем в 60 странах. Вернувшись из очередной поездки, Ростислав понял, что хочет открыть свой бизнес — сделать что-то кармически правильное и заодно поучаствовать в подготовке к Евро-2012. Поскольку с детства увлекался велосипедами, решил организовать велопрокат.

Велопрокат GreenGo Bike

пункт проката Dream House

Андреевский спуск, 22

  

СТАРТ ПРОЕКТА

весна-2012

ВЛОЖЕНИЯ

$6 000–7 000

  

 

 

Начало

  

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 1.

РОСТИСЛАВ РУСАКОВ

основатель
велопроката

В путешествиях мне часто доводилось брать в аренду велосипед. В разных городах, на разных континентах. Захотелось, чтобы туристы, которые приедут в Киев на Евро-2012, тоже могли воспользоваться такой услугой.

Велопроката — такого, чтоб можно было взять велосипед в одном месте, а сдать — в другом, — в Киеве тогда не было. Я решил организовать несколько точек с велосипедами в центре. Кроме расчёта на туристов, было желание как-то популяризировать этот вид транспорта среди киевлян. Показать, что на велосипеде можно быстро и комфортно перемещаться по городу, а не только кататься на природе. Поэтому у меня нет спортивных велосипедов — только круизёры или складные модели, подходящие для города. 

 

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 2.

 

 

Прокат

Сначала занимался всем сам, а со временем ко мне подключились друзья. Вложения составили порядка 6 000–7 000 долларов — на покупку велосипедов, установку велопарковок и прочее. Сам сделал сайт, договорился с двумя хостелами, на территории которых разместил точки проката. Сейчас, правда, остался один хостел — Dream House на Андреевском. Велосипеды в хостеле сдают без моего участия, я занимаюсь только менеджментом и техподдержкой.

Круизёры привозил из Гамбурга, Берлина, Амстердама. Изначально их было 5, со временем стало 15. Их можно не только взять в аренду, но и купить. Кстати, некоторые экземпляры — единственные в Украине.

Час проката стоит 50 гривен, сутки — 120 гривен. Все велосипеды забирают разве что в выходные при хорошей погоде. В остальное время несколько обязательно есть в наличии. И тем не менее, вложения окупились быстро — меньше чем за полтора года. Учитывая, что всю зиму велосипеды простаивали, это неплохо. Правда, есть ещё сопутствующие расходы на ремонт, рекламу. В общем, если бы я зарабатывал только велопрокатом, мне не хватало бы денег на путешествия. 

 

 

 

Велоэкскурсии

Прокат открылся перед Евро-2012, когда все ждали наплыва туристов, поэтому я решил запустить велоэкскурсии. Думаю, это оптимальный способ знакомства с городом: на машине — слишком быстро, пешком — увидишь значительно меньше. Суть в том, что компания минимум из четырёх человек платит только за прокат велосипедов, а гид проводит экскурсию бесплатно. Гидом был я, иногда друзья помогали. Составить маршруты было несложно: если постоянно колесишь по городу, знаешь, где и как лучше проехать, чтобы и дорога нормальная была, и туристы не увидели ничего лишнего. Например, один маршрут пролегал от стадиона «Динамо» до «Олимпийского». 

Но оказалось, что иностранцы, приехавшие на Евро-2012, городом не особо интересовались: во время чемпионата спрос на экскурсии и на велосипеды был меньше, чем в другое время. 

 

 

 

Риски

Конечно, я переживал, чтобы никто не разбил себе голову, например. К счастью, дальше ссадин на коленках не заходило. Ещё боялся, что все велосипеды за две недели украдут, но обошлось. Правда, недавно два швейцарца взяли велосипеды, оставили свои ID и пропали. Я даже в милицию заявление писал. Потом просто нашёл их в Facebook и не поленился написать их друзьям. Многие отвечали, обещали передать, даже благодарили меня. Через несколько дней они нашлись, ничего вразумительно объяснить не смогли, но велосипеды вернули. Кто бы мог подумать, швейцарцы!

Периодически, конечно, что-то ломается или теряется, но это мелочи. Мы изначально всё так поприкручивали, чтобы нельзя было быстро отвинтить. Если кто-то захочет утащить колесо, быстро не сможет. И замки всем с собой даём надёжные. На всякий случай. 

 

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 10.

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 11.

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 12.

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 13.

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 14.

 

 

Сложности

Велокультура способна развиваться да в самых, казалось бы, не приспособленных для этого местах. Например, в Севилье очень жарко, в Нью-Йорке сумасшедший трафик, Берлин — огромный мегаполис, но это велосипедные города. В Киеве жалуются на ландшафт и на климат. Хотя в Москве, где зима длиннее нашей, велокультура гораздо больше развита. У нас велосезон длится с начала марта и по ноябрь. 

Проблема нашего города скорее в отсутствии инфраструктуры и безразличии властей. Прошлым летом в парке Шевченко установили велопарковки, но никудышные: их чинили чуть ли не каждую неделю. Велодвижение понемногу развивается только за счёт активистов. Нам повезло, что есть Pride Kustoms, например. Существует ещё проблема отсутствия культуры на дорогах: не привыкли наши автомобилисты к тому, что они не одни на трассе. 

 

 

 

Аудитория

В последние годы появилась категория людей, которые покупают велосипеды потому, что это модно. Но это неплохо: по крайней мере, велосипед больше не ассоциируется с лоу-классом. Теперь их арендуют на различные велопробеги или фестивали, например на Tweed Run.

Конечно, наша основная аудитория — это посетители хостелов, то есть иностранные туристы. Но есть и много постоянных клиентов среди киевлян. Многим просто удобно иногда брать велосипед покататься, но не хранить его дома. 

 

  

 

 Отзывы клиентов

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 15.

Алексей Подчашинський

редактор Open.ua

«В прошлом году я совершенно случайно увидел точку проката в парке Шевченко. Выбрал небольшой городской велосипед Oyama, и после двухчасового катания решил достать себе точно такую же модель (до этого у меня не было своего велосипеда лет 10). На поиски ушло 2-3 недели, но безрезультатно — в итоге я приобрёл полюбившуюся модель в том же GreenGo Bike. Катаюсь на велике по городу почти год, велосипед очень удобный и оригинально выглядит, к тому же он складывается. Это городская модель, в горах на таком далеко не уедешь, но мне это и не нужно. Иногда езжу на работу и домой. Для велосипедистов специальных мест в Киеве практически нет. Единственная радость — парки, скверы и малолюдные улицы». 

 

  

Сделано в Киеве: Велопрокат GreenGo Bike. Изображение № 16.

Александр Кузьменко

предприниматель

«У меня есть свой велосипед, но он стоит в гараже на левом берегу, поэтому если хочу покататься в центре, мне проще взять его напрокат. Насколько я знаю, в других точках проката нет круизёров, а на них намного удобнее ездить по городу, поэтому постоянно беру их в GreenGo. Ну, несколько раз в месяц так точно, тем более что много знакомых, с которыми мы вместе ездим. Обычно просто катаюсь по Подолу, центру, иногда до Феофании доезжаю. В фестивалях и велопробегах иногда принимаю участие, тоже беру напрокат».

 

 

Автор текста: Ирина Грищенко