До выборов мэра Москвы остаётся месяц. Все формальности с регистрацией кандидатов позади, в разгаре — предвыборная агитация. Она разворачивается на городских улицах и в интернете, в газетах и по телевизору. The Village изучил, какими способами шесть кандидатов в мэры пытаются рассказать о себе жителям Москвы и привлечь их на свою сторону.

 

 

Команда Навального

Кубы Навального — волонтёры — встречи с местными жителями — баннеры на балконах

Хитом предвыборной кампании стали кубы Алексея Навального. Агитационные точки, где раздают листовки, газетки и политические буклетики за определённого кандидата, — приём, конечно, не новый, но только Навальный смог превратить палатки, к которым никто не подходит, в кубы. Куб, по сути, та же палатка, только вывернутая наружу: агитация не внутри, как было принято раньше, а на внешних сторонах тента. Но главное в этом способе агитации даже не сами кубы, а волонтёры, которые там работают. Сотни москвичей готовы бесплатно стоять возле кубов часами и агитировать за Навального.

6 кадров: Как кандидаты в мэры агитируют горожан. Изображение № 1.

Всё, что делает Навальный, делают и другие кандидаты: агитпалатки, баннеры на балконах, встречи с избирателями. То, что отличает его от других, — команда людей, в общем, далёких от политики, которые готовы помогать: стоять по вечерам около кубов, обходить районных пенсионеров, чтобы пригласить их на встречу с кандидатом, разносить листовки по подъездам.  Его штаб в Лялином переулке открыт круглосуточно каждый день, и не все волонтёры штаба поддерживают конкретно кандидата Навального, многие просто хотят поучаствовать в чём-то реальном, сделанном не для галочки. И, по сути, сами делают агитацию за Навального самой яркой и искренней среди всех кандидатов.

 

Провалы Левичева

Ростовые фигуры — «еврогейские» депутаты — шариковая ручка с планшетом

Ноу-хау кандидата от «Справедливой России» Николая Левичева можно считать ростовые фигуры, которые стоят у станций метро. Каждый желающий может сфотографироваться с Левичевым или просто узнать, как он выглядит. Последнее, пожалуй, даже нужнее кандидату, рейтинг которого остаётся в пределах статистической погрешности.

Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС. Изображение № 8.Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС

Левичева вообще можно назвать самым неудачливым кандидатом с точки зрения агитации. Он вроде бы использует те же классические приёмы, что и другие, но постоянно совершает ошибки. А может, и вовсе становится жертвой недобрых розыгрышей собственных сотрудников. Агитационная газета «Справедливая Москва» с заметками о здоровом питании и сканвордом вызовет усмешку у молодых людей, но, вполне возможно, приглянется бабушкам — однако когда одним из ответов в сканворде является слово «жид», это уже попросту выходит за рамки приличий. В другой заметке европейские социалисты из-за опечатки превратились в «еврогейских».

На агитационных листовках Левичев глубокомысленно пишет шариковой ручкой на экране планшетного компьютера. Его агитаторы в жёлтых кепках и футболках соседствуют с промоутерами в точно такой же экипировке, раздающими собачий корм.

 

Чёрный пиар

Чечня за Собянина — шаурма против Собянина

В начале августа в метро, на столбах и на зданиях появились наклейки «Чечня за Собянина», «Таджикистан за Собянина» и тому подобные. В штабе Собянина говорят, что не имеют к ним никакого отношения. Очевидно, наклейки призваны не привлечь избирателей на сторону кандидата, а скорее наоборот.

6 кадров: Как кандидаты в мэры агитируют горожан. Изображение № 13.

Примерно в то же время появился сайт «Кто угодно, только не Собянин» — пока там всего один ролик: продавец шаурмы жалуется, что его палатку снесли. Принцип чёрного пиара — тот же. Хотя модальность разная.

 

Стикеры

Госдума за Навального — антикоррупционные плакаты Митрохина

Когда Кировский суд приговорил Алексея Навального к пяти годам тюрьмы, на акцию в его поддержку на Манежной площади вышли несколько тысяч человек. В тот вечер здание Госдумы обклеили множеством стикеров с фамилией кандидата. Полиция не упустила случая завести уголовное дело по факту вандализма, хотя обвиняемых в нём пока нет.

Владимир Астапкович / «РИА Новости». Изображение № 16.Владимир Астапкович / «РИА Новости»

В июле на Тверской на урнах, лавочках и кадках для цветов появились наклейки с суммой откатов, которые чиновники якобы получили при закупке этой уличной мебели. Расклеивал их Сергей Митрохин, хотя многие, скорее всего, при взгляде на них думали скорее о Навальном: борьба с коррупцией стойко ассоциируется именно с его именем. Митрохина в вандализме пока не обвинили.

 

Общественные инспекции 

Митрохин проверяет пляжи — Дегтярёв проверяет таксистов — Собянин встречается с ветеранами

Ещё один классический приём — мероприятия, не имеющие прямого отношения к выборам, но подогревающие страсти вокруг кандидата. В штабе «Яблока» такие мероприятия называют «общественными инспекциями». Кандидат от партии Сергей Митрохин «инспектирует» захваченный бывшим префектом берег реки Сходни: лезет через забор, конфликтует с охранниками. Он же «инспектирует» закрытый рынок Выхина, пляжи Серебряного Бора — мало ли в Москве проблемных точек, которые можно проверять.

6 кадров: Как кандидаты в мэры агитируют горожан. Изображение № 19.

Не отстают и другие кандидаты: Дегтярёв проверяет документы у таксистов на Казанском вокзале, Левичев участвует в митинге против реконструкции «Лужников». На акцию протеста против строительства торгового центра в районе Митино пришли сразу три кандидата в мэры и два представителя.

Почти не использует этот приём кандидат Алексей Навальный. А вот Собянин, «инспектируя» реконструированный Ленинградский вокзал или встречаясь с ветеранами, может быть уверен в широком освещении этих ничего, в общем, не значащих мероприятий в СМИ, ведь номинально это не предвыборные акции, а повседневная работа и. о. мэра.

 

Популизм Собянина и Дегтярёва

Выходной для женщин в критические дни — велосипед убийца креативного класса — приостановка
реконструкции Ленинского — борьба с нелегальными мигрантами

Сергей Собянин, будучи и. о. мэра, также может зарабатывать себе рейтинг, принимая популярные и отменяя непопулярные решения. За последний месяц в Москве заморозили проект реконструкции Ленинского проспекта, приостановили расширение зоны платной парковки до Садового кольца, начали активную борьбу с нелегальными мигрантами.

Посещение Ленинградского вокзала после реконструкции. Изображение № 26.Посещение Ленинградского вокзала после реконструкции

Сюда же можно отнести историю с дебаркадерами: прежде на них собирались размещать гостиницы, рестораны и парковки, но стоило муниципальным депутатам ЦАО намекнуть на встрече с вице-мэром по транспорту Максимом Ликсутовым, что местные жители дебаркадерами недовольны, как он тут же пообещал их запретить. Конкуренты предлагали Собянину уйти в отпуск на время предвыборной кампании, как это принято в демократических странах, однако он к предложению не прислушался.

Неожиданные и сомнительные высказывания, которые запомнятся публике, хоть и не имеют большого смысла, — любимый приём и даже фирменный стиль ЛДПР. И, конечно, кандидат от партии Михаил Дегтярёв активно этот приём использует. «Всем женщинам — два выходных дня в месяц во время критических дней», «велосипед — убийца креативного класса», «кормить мигрантов лапшой быстрого приготовления, чаем и хлебом» — вот лишь некоторые из его популистских заявлений во время предвыборной кампании.

 

Котики за Собянина

Использовать симпатичных животных для агитации — приём не новый. Кандидат Навальный неоднократно выкладывал фотографии котиков со своей символикой. Дегтярёв обещал снять ролик с тем же осликом, который уже появлялся в предвыборном ролике его однопартийца Владимира Жириновского. Но вот создать целый сайт, полностью посвящённый звериной агитации, додумались только сторонники Собянина. Там есть коты, собаки, черепахи, рыбы и даже одна улитка. Любой может выложить на сайте фото своего животного, ведётся голосование за лучший снимок. Победитель получит подарочный сертификат интернет-магазина зоотоваров «Гав's» на 5 тысяч рублей. Чьи пиарщики тут постарались — Собянина или магазина, — ещё не известно.

Антон К.. Изображение № 30.Антон К.

По легенде, сайт создали люди, не имеющие никакого отношения к штабу Собянина. Его основала журналист Екатерина Костикова, которую «кафе, мужчины и туфли интересуют больше, чем политика». Её кот совершенно случайно стал звездой соцсетей, когда она выложила «ВКонтакте» его фотографию с собянинской символикой — так к ней пришла идея такого сайта.

 

Жена Собянина

Мэр Собянин за почти три года, которые провёл на этом посту, ни разу не появлялся на публике с женой. Даже в церковь на пасху он ходил с Владимиром Путиным. Это при том, что после мэра Лужкова, жена которого стала одной из самых богатых женщин мира, избиратели с особым интересом относятся к первым леди города. И вот на интервью газете «Ведомости» Собянин пришёл и с женой, которая к тому же приготовила клубничный торт, и даже с собакой. Видимо, такая несвойственная Собянину открытость — тоже предвыборный ход.

 

 

Фотография обложки: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС, Navalny.livejournal.com

Фотографии в посте: Mos.ruYabloko.ru, Navalny.livejournal.com, Команда Навального, Degtyarev.info, Moidrugsoglasen.ru

Видео: Tolkonesobyanin.ru, Vedomosti.ru