Велосипедное движение в России набирает обороты: в Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже, Самаре и других городах горожане самостоятельно проектируют велодорожки, сражаются за установку велопарковок и приглашают чиновников на круглые столы, чтобы поговорить о развитии велоинфраструктуры. Велосипедистов уже не останавливает наступление холодов — люди готовы крутить педали и среди сугробов, и в самый лютый мороз. Редакция «The Village Петербург» поговорила с десятью героями, которые не бросают велосипед даже при –25.

 

 

 

  

Андрей

29 лет, инженер телекоммуникаций

  

Поначалу сильно бесило,
когда в непогоду приезжал на работу грязным и мокрым. Даже душ не мог принять: приходилось
в туалете как-то отчищаться.

  

 

Я проезжаю 20–30 километров ежедневно по пути на работу и обратно. Вне зависимости от сезона, погоды или настроения. Если я еду один, без семьи, и мне не нужно перевозить холодильник, я предпочту машине велосипед. Это удобно и приятно, ведь я каждый день проезжаю весь Невский проспект. 

В таком режиме езжу второй год. Специально к зиме не готовился, просто почитал в интернете, что нужно надеть и как оборудовать велосипед. Поначалу сильно бесило, когда в непогоду я приезжал на работу грязным и мокрым. Даже душ не мог принять — приходилось в туалете как-то очищаться. Сейчас приноровился, оборудовался и вообще нет проблем.

Секрет моих зимних перемещений — не жаться к обочине. Там грязно и мало места. Если ты адекватен, знаешь и соблюдаешь правила движения и твоё поведение предсказуемо, нужно выезжать на проезжую часть и ехать наравне с автомобилями. Я делаю именно так. И водители нормального велосипедиста зачастую тоже адекватно воспринимают. Сейчас, когда мне нужно куда-то добраться, я открываю «Яндекс.Карты» и строю маршрут для автомобиля. Почему нет? Мне нужны те же дороги и те же светофоры. Единственное моё преимущество — в сложных ситуациях я могу легко спрыгнуть и перейти дорогу пешком. 

 

 

  

 

  

Александр

36 лет, автор блога «Город.жж.рф»

  

Для прогулки на велосипеде я всегда выбираю яркие вещи. Не бойтесь испачкаться: моя красная куртка абсолютно чистая, несмотря на то, что дороги в центре сейчас очень грязные.

  

 

Главный враг велосипедиста зимой — холодный ветер. Поэтому так важно тепло одеваться. Я, например, в ушанке: она отлично защищает уши. Минус 20, мост, ветер — едешь и тебе всё равно. Для прогулки на велосипеде я всегда выбираю яркие вещи. Не бойтесь испачкаться: моя красная куртка абсолютно чистая, несмотря на то, что дороги в центре сейчас очень грязные. Не стоит себя ограничивать в одежде при езде на велосипеде. 

Чем больше людей пересядут с автомобилей на велосипеды, тем свободнее будет другим. В том числе и мне, когда я еду на машине. Это не эгоистичное, а социотропное поведение. Когда я выбираю средство транспорта, я думаю, как это влияет на других людей.

Мы не единственный северный город, где люди ездят на велосипедах. Я знаю многих людей, которые пересели бы с машины на велосипед, если бы им создали условия. Сейчас их нет, и наши выезды — это в каком-то смысле демонстрация. Мы говорим: «В городе нет велодорожек, никто не убирает улицы, но мы всё равно ездим, прёмся, потому что не боимся мороза».

 

 

  

 

 

  

Мария

32 года, художник,
основатель проекта Velozvonok

  

В Питере, проехав 15 минут по центру (от Гороховой улицы до Дворцовой площади), я сделаю восемь остановок (светофоры, переходы). Проезжая 1,5 часа от пригорода Стокгольма к его центру, я не делаю ни одной.

  

 

Я не фанатичный велосипедист — могу пересесть на автомобиль и общественный транспорт, если захочу. Но проблемы в езде на велосипеде зимой не вижу, главное — быть осторожным и аккуратным. Эти качества необходимы любому участнику дорожного движения.

Нужно смотреть, куда едешь, хотя в центре города почти всегда одна погода и на лёд напороться сложно. Нужно думать, что надевать: если выйдешь в белом, как Снегурочка, само собой будешь в грязи. Нужно следить за дорогой, учитывать сложности, с которыми сталкиваются водители, высматривать замёрзших неподвижных пешеходов, бабушек с внуками, глаза которых закутаны огромными шарфами. Пенсионерам зимой сложнее всего: они плохо видят и не особо подвижны. Тут очень полезным инструментом становятся фонари и звонки, которыми у нас почему-то пренебрегают.

Если вы едете не на навороченном горном велосипеде со 120 скоростями (ненужными в данных условиях), а на обычном городском байке, который для этого предназначен, то всё будет в порядке. Другое дело ехать на фиксе — это действительно подвиг, как для велосипеда, так и для его владельца.

В Швеции я часто езжу зимой на велосипеде. Если сравнить этот опыт с петербургским, это как сравнить XXI и XIX век. Велодорожки, веломаршруты, да и вообще велоинфраструктура — там всё это есть, и всё сделано с умом. Если в Питере, проехав 15 минут по центру (от Гороховой улицы до Дворцовой площади), мне придётся сделать порядка восьми вынужденных остановок (светофоры, переходы), то, проезжая 1,5 часа из пригорода Стокгольма к его центру, я не делаю ни одной остановки. Велодорожки спроектированы так, что не пересекают ни одной дороги, автомобильной или пешеходной. 

 

 

  

 

  

Александр

27 лет, системный администратор

  

В последнее время
водители автомобилей стали адекватнее относиться к велосипедистам.

  

 

Привычка ездить зимой на велосипеде появилась случайно: я просто не стал слезать с велосипеда, когда начало холодать.

Главное — выбирать одежду, которую не жалко пачкать, поскольку на обочине много грязи. При этом я езжу в своей обычной зимней одежде — не вижу никакого рационального основания покупать специальный спортивный комплект. Может, потому что мой основной маршрут довольно короткий, и этого хватает.

Я достаточно комфортно чувствую себя за рулём велосипеда в непогоду. Отчасти оттого, что неплохо владею велосипедом, а отчасти, может, из беспечности. При этом аварийных ситуаций на моей памяти было немного, и все они приходились не на зиму. 

Велосипедистов в последнее время всё больше, несмотря на отсутствие инфраструктуры. Но думаю, инфраструктура может развиваться в зависимости от потребности. В последнее время водители автомобилей стали адекватнее относиться к велосипедистам. Когда они видят их в большом количестве на дороге, уже не удивляются, не сигналят. 

 

 

  

 

  

Галя

26 лет, веб-дизайнер

  

Если я захочу покататься зимой, то скорее сменю страну, чем велосипед. Все мои знакомые фиксеры, которым хочется кататься, а холод не даёт, уехали жить в Испанию. 

  

 

Я не могу сказать, что зимой постоянно катаюсь, но иногда всё же выезжаю. Просто я люблю только фиксы (остальные велосипеды не признаю), а на них в такую погоду ездить неудобно. Если я захочу покататься зимой, то скорее сменю страну, чем велосипед. Все мои знакомые фиксеры, которым хочется кататься, а холод не даёт, уехали жить в Испанию. В Петербурге я выезжаю на прогулку, но когда на дорогах не так много грязи. К тому же я люблю делать всякие трюки — можно выехать на Дворцовую площадь, или где-то на районе с большой чистой площадкой, и что-то поделать. Пробовала и на снегу — тоже получается интересно.

 

 

  

 

  

Александр

32 года, руководитель организации Fixed Lab

  

Нельзя ездить в одних джинсах. Нужно обязательно утеплять ноги и пить. И то и то важно, чтобы сохранить суставы, так как холод и обезвоживание на них плохо влияют.

  

 

Когда мне было 11 лет, я чудом попал в небольшую велосипедную школу и начал серьёзно кататься. В 16 лет установил личный рекорд: проехал 60 километров при температуре –27 градусов. Вырезал себе балаклаву из какой-то шапки и, покрываясь ледяной коркой, помчал в сторону аэропорта. 

Сейчас в городе всё больше людей, которые сознательно подходят к езде на велосипеде зимой. Сегодня видел по-зимнему экипированного человека на нормальном горном байке, который ехал по своим делам. 

По рабочим делам я обычно езжу на машине, а на велосипеде иногда просто выезжаю в город. Сложные погодные условия — это новое препятствие, возможность научиться контролировать свой велосипед. На шоссейных велосипедах зимой ездить можно. Если велосипед циклокроссовый, с шипованной резиной, то это вообще огонь. Что касается экипировки, главное — не отморозить колени. Нельзя ездить в одних джинсах. Из верхней одежды хватит и куртки, но ноги нужно обязательно утеплять. И еще много пить, так как холод и обезвоживание плохо влияют на суставы. 

Скорость передвижения по зимним дорогам должна быть ниже, чем летом. Если в холод гнать на высокой скорости, ты обязательно что-нибудь себе отморозишь. Еще во время плохих погодных условий не стоит перекачивать покрышки (на них обычно указано минимальное давление). 

 

 

  

 

 

  

Маша

26 лет, архитектор

  

Я всегда езжу как новогодняя ёлка
— с фонарями, жилеткой и катафотами. Меня обязательно заметят.

  

 

Поначалу было страшно не справиться с управлением на зимней дороге и угодить под колёса. Поэтому всегда езжу как новогодняя ёлка — с фонарями, в жилетке и с катафотами. Со временем страх исчез и преобразовался в здоровую осторожность — я просто понимаю, что зимой риск выше. И когда ты едешь по центру, шипованная резина тебе едва ли поможет, ведь снег не лежит ровным слоем.

Сейчас я могу свободно ездить зимой на велосипеде ещё и потому, что живу в центре. Из пригорода, конечно, неудобно ездить на учёбу: мне физически некомфортно ехать больше восьми километров. Хотя когда я жила в Колпино, бывало, брала велосипед с собой в электричку, и в городе каталась уже на нём. Это весьма неплохо. Но только если не попадаешь в час пик, а с учёбой зачастую именно так и выходило. 

 

 

  


  

Александр

24 года, разработчик

  

Многие из тех, кто зимой ездит на велосипеде, — южане. Это люди,
которые меньше всего парятся: берут самые простые велосипеды,
садятся на них и едут.

  

 

До ноября прошлого года у меня не было велосипеда. Где-то прочёл о том, что в соседних странах, с таким же климатом, как у нас, люди легко ездят по городу на двух колёсах, и подумал: «А почему бы и нет?» Купил велосипед и решил проверить на личном опыте, насколько это реально. Было просто интересно, почему так не делают все, какие есть подводные камни и насколько это удобно для поездок на работу. Теперь езжу круглый год.

В сильный мороз я катаюсь в лёгкой осенней куртке. Вообще она не для зимы, но когда двигаешься, едешь — в ней тепло. Главное — чтобы не продуло.

Я заметил, что 50–60 % зимних велосипедистов — это люди хорошо упакованные, на спортивных байках, эдакие увлечённые велофрики. Но есть и весьма простые персонажи в обычной одежде. Многие из тех, кто зимой ездит на велосипеде, — южане. Эти люди меньше всего парятся: берут самые простые велосипеды, садятся на них и едут. Причём частенько велосипеды ещё неплохо загружены — в корзинке сумки с вещами и едой лежат. Предпочитаю такой способ перемещения по городу.

 

 

  

 

  

Юля

22 года, преподаватель

  

На центральных дорогах города льда почти нет, поэтому там можно кататься спокойно. Но если что не так — выручает шипованная резина. И лучше, чтобы на тебе был шлем: упал, встал, поехал дальше.

  

 

Кататься на велосипеде в морозы я начала только в этом году. Раньше выезжала всего несколько раз. Теперь езжу на встречи, в банк и по делам, но на работу всё же не удаётся, так как приезжать нужно рано и в нормальной одежде, а переодеваться не всегда удобно.

Специально для этой зимы я купила горный велосипед. Переключение скоростей, широкие покрышки — всё это значительно упрощает перемещение по городу в холодную погоду. На центральных дорогах города льда почти нет, поэтому там можно кататься спокойно. Но если что не так — выручает шипованная резина. И лучше, чтобы на тебе был шлем: упал, встал, поехал дальше.

Чтобы не замерзнуть, нужно правильно одеться: тёплые велоштаны, носки и велоботинки, обычные или утеплённые. Сверху ещё несколько слоёв. Например, на мне термобелье для сноуборда с длинными рукавами, велокуртка из флиса и ещё один непромокаемый слой из специального материала. Сильнее всего мёрзнут лицо и руки, потому без маски и перчаток тоже никуда.

Мы с ребятами-фиксерами в прошлом году устроили гонку по контрольным пунктам, посвящённую Рождеству. Проходило всё это 7 января — было снежно и грязновато. Были наши друзья из Питера и Москвы — все вернулись грязными, но абсолютно счастливыми. И все живы, несмотря на то, что ездили на фиксах.

 

 

  

 

  

Сергей

42 года, программист и музыкант

  

Я постоянно езжу по городу на велосипеде: в гости, в магазин, на работу, на дачу, на концерт. В своё время использовал велосипед как рабочее место — был велокурьером в Австралии.

  

 

Я постоянно катаюсь по городу на велосипеде. Уже лет 15 езжу на нём в гости, в магазин, на работу, на дачу, на концерт. В своё время использовал велосипед как рабочее место — был велокурьером в Австралии.

Первый опыт зимнего выезда был пару лет назад: тогда я взял горный велосипед с тяжёлыми зимними покрышками. Поездкой остался недоволен. Сейчас, когда я перешёл на фиксированную передачу, снова решил попробовать кататься в холодное время года.

Основная сложность — заморозки и грязь (в нынешнем сезоне особенно). Первую проблему все решают по-разному: я к обычной велоодежде добавляю термобельё, свитер, непромокаемые носки и балаклаву. Со второй проблемой тяжелее: когда я раздумывал о том, как себя поведут шоссейные колёса зимой, то предполагал, что основной проблемой будет скольжение по льду. Гораздо больше проблем доставляет липкая грязь: велосипед приходится мыть каждый вечер. 

Насколько я знаю, в Финляндии зимой даже бабушки ездят на велосипедах в магазин. Не думаю, что там погодные условия сильно лучше, чем у нас. Отсутствие инфраструктуры вынуждает горожан вклиниваться в транспортный поток или ехать по тротуару среди пешеходов. И то и другое зимой вдвойне опасно: в первом случае — для себя, во втором — для окружающих.