Присоединение Крыма к России запустило в нашей стране настоящий патриотический конвейер. Триколоры на балконах домов, которые вешают по просьбам коммунальщиков, тематическая ярмарка в парке «Сокольники», многотысячные митинги «в поддержку Крыма» и ликующая Ульяна Скойбеда — вот лишь небольшие части огромного пазла. На этом фоне мало кого удивила новость о появлении на Таганке «крымских» граффити с логотипом «Единой России». Позже выяснилось, что некая коммерческая фирма за собственный счёт намерена украсить схожим образом ещё две тысячи городских стен.

Стена всё стерпит: Кто решил украсить Москву патриотическими граффити. Изображение № 1.

 

Кто разрешил

О скором и повсеместном появлении в Москве граффити на патриотическую тематику одной из первых сообщила газета «Известия» 21 марта. Редакция со ссылкой на пресс-секретаря префектуры ЦАО Павла Большунова утверждала, что рисунки «на темы истории, в том числе новейшей» в скором времени появятся на торцах домов во всех столичных округах, а занимается этим «городской проект ЖКХиБ „ЛГЗ-АРТ“» под руководством Александра Дягилева.

Первая подобная работа команды — «крымские» граффити на Таганской площади — появилась 24 марта и уже успела стать скандальной. Как сообщил The Village муниципальный депутат Таганского района Илья Свиридов, на доме номер один по улице Солженицына, где появился рисунок, собирались поместить совсем другой арт-объект. «Раньше к этому дому пытались прилепить незаконную торговую постройку. Мы добились её ликвидации, а на освободившемся торце задумали поместить карту нашего района с отметками местных достопримечательностей. В июне 2013-го мы обратились со своей просьбой в управу района, а в феврале на муниципальном собрании приняли решение нарисовать эту карту, для чего собирались объявить конкурс среди художников. Но в один момент — бах! — и обнаружили, что на стене уже кто-то рисует Крымский полуостров», — говорит депутат. По словам Свиридова, процесс согласования рисунка в московских департаментах обычно занимает не один месяц, и создатели граффити на Таганке явно не успели бы собрать все необходимые бумажки с 16 марта, когда в Крыму прошёл референдум. «Это незаконно, я точно знаю», — уверен Илья Свиридов.

 

Если рисунок появился,
значит его согласовали,
а иначе бы он не появился

 

Пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов заявил The Village, что сейчас находится в отпуске, но в итоге согласился ответить на вопросы. По его словам, при нём рисунок не размещали, а лишь говорили о такой возможности. «Однажды в префектуру обратились молодые художники — офис у них на Старом Арбате. Они работают со всеми округами и в честь воссоединения Крыма с Россией предложили такую патриотическую акцию», — говорит он. При этом Большунов подчеркнул, что появление рисунка не означает, «что он останется там навечно»: «На торце может возникнуть и карта достопримечательностей Таганского района, в принципе». На вопрос о том, кто именно согласовал рисунок, Большунов ответить не смог: «Если рисунок появился, значит его согласовали, а иначе бы он не появился». В конце разговора чиновник предположил, что это сделали в департаменте ЖКХ, но там получить оперативный комментарий The Village не удалось.

Впрочем, большинство официальных лиц, которые могли бы дать комментарий по этому вопросу, либо ничего не слышали о проекте, либо перекладывали ответственность на других. Например, глава управы Таганского района Эдуард Джиоев неожиданно уехал в отпуск, забыв о ежегодном отчёте перед муниципальными депутатами, дата которого была согласована за два месяца. Заместитель главы управы Сергей Девятов отказался давать комментарии, сначала сославшись на занятость, а потом на то, что «не видит предмета для разговора»: по его словам, ему ничего не известно ни о готовящейся серии патриотических граффити, ни о том, кто заказал рисунок на Таганке. Ещё одна собеседница The Village в управе заявила, что карту Крыма согласовали в префектуре ЦАО, но со временем её опять-таки могут закрасить.

В Москомархитектуре нам подтвердили, что к ним обращались из префектуры ЦАО с просьбой согласовать размещение только одного рисунка — того самого, на Таганке, причём он был представлен как «инициатива муниципальных депутатов». В ответ Москомархитектура попросила эскиз изображения, но его так и не прислали. «На этом всё умерло. Но могли согласовать другие подразделения», — осторожничают в ведомстве.

 

Информационно-
пропагандистская работа

Как удалось выяснить The Village, проект «ЛГЗ-АРТ» входит в группу компаний Национальная система скидок «Антикупон». (по данным ЕГРЮЛ, ООО «Лучший город земли-арт» зарегистрирован 5 марта 2014 года) Это учреждение, как ясно из названия, занимается скидочными услугами. Однако за новое для себя направление патриотических граффити собирается взяться более чем основательно. Представитель «Антикупона» Дмитрий Цветков говорит, что рисунок на Таганке — только начало крупномасштабной кампании, в рамках которой в городе появится ни много ни мало две тысячи граффити. Среди сюжетов — не только присоединение Крыма. По словам Цветкова, художники будут воспитывать у горожан патриотические чувства с помощью широкого спектра тем.

Адреса, по которым появятся патриотические арт-объекты, уже согласованы в префектурах, утверждает Цветков, однако пока держатся в тайне. Среди художников, занимающихся нанесением рисунков, он назвал участников летнего городского фестиваля «Лучший город Земли»: якобы после окончания фестиваля их объединили под брендом «ЛГЗ-АРТ», и теперь они работают на «патриотическом проекте».

 

«Антикупон» не имеет никакого отношения к фестивалю граффити, никогда не работал с его участниками напрямую, а попросту присвоил себе чужие работы

 

Куратор граффити-программы «Лучшего города Земли» Сабина Чагина говорит, что впервые узнала об «Антикупоне» совсем недавно — во время работы над одним коммерческим заказом. «Так получилось, что заказчик нанял этот „Антикупон“, а потом привлёк к работе и меня. Когда я познакомилась с представителями фирмы и стала листать их презентацию, с удивлением обнаружила в их портфолио работы наших ребят с фестиваля», — рассказывает она. По её словам, «Антикупон» не имеет никакого отношения к фестивалю граффити, никогда не работал с его участниками напрямую, а попросту присвоил себе чужие работы. Это подтверждает один из художников, числящийся в послужном списке «ЛГЗ-АРТ», — уроженец Казани Рустам Qbic Салемгараев. По его словам, из «Антикупона» с ним никто не связывался.

Сама презентация вызывает ещё больше вопросов. Большую часть документа занимает описание преимуществ «наружной информации на зданиях», которая подходит для «анонса предложений», «запуска новых продуктов» и «поддержки промоактивности в точках продаж». И лишь в начале сказано, что проект представляет собой «широкомасштабную информационно-пропагандистскую работу», которая проводится «с целью формирования у различных половозрелых групп граждан России престижного имиджа спортивного стиля жизни, высокого уровня культуры, не забывая про сюжеты истории государства Российского».

Страницы из презентации граффити-проекта компании НСС «Антикупон». Изображение № 5.Страницы из презентации граффити-проекта компании НСС «Антикупон»

В шапке презентации стоят логотипы трёх московских департаментов — топливно-энергетического хозяйства, коммунального хозяйства и культуры. В последнем от проекта «Аникупона» уже открестились. «Для нас удивительно, что какие-то люди используют логотип департамента, используют наши фотографии и наш проект, искажают полностью официально-утверждённый логотип нашего фестиваля», — говорит руководитель пресс-службы ведомства Алла Семёнышева. Она предположила, что граффити — вовсе не патриотический проект, а «новый вид рекламных услуг».

Но Дмитрий Цветков утверждает обратное: это некоммерческий общественно-важный проект, на реализацию которого не будет потрачен ни один бюджетный рубль. По его словам, «Антикупон» профинансирует граффити за счёт частных средств, своих и спонсорских. Как сообщила газета «Метро», те самые «крымские» граффити на Таганке обошлись фирме в 2 миллиона рублей. Сабину Чагину эта сумма удивила: по её словам, ценник сильно завышен.

 

Александр Дягилев

Почему Национальная система скидок начала заниматься патриотическими граффити и как в рекордные сроки им удалось сделать рисунок на Таганке, может объяснить биография генерального директора «Антикупона» Александра Дягилева. Выпускник Российской академии государственной службы при Президенте РФ, он принимал участие во всех молодёжных прокремлёвских движениях: сперва был координатором «Идущих вместе», затем комиссаром «Наших» и главой отделения «Молодой гвардии» в районе Восточное Бирюлёво. На его счету также участие в избирательных кампаниях в Мосгордуму в 2009 году, в краевую думу Ханты-Мансийского автономного округа и Государственную думу в 2011-м, а также участие в муниципальной кампании 2012-го. Текущим местом работы и вовсе указано правительство Москвы.

Стена всё стерпит: Кто решил украсить Москву патриотическими граффити. Изображение № 11.

Накануне в Facebook Александра Дягилева появилось объявление о наборе художников для проекта «2 000 домов России», который стартует 28 марта. Участникам обещают «большой объём работ во всех округах Москвы и районах Санкт-Петербурга» и «бесплатный 7-дневный курс повышения квалификации от ведущих педагогов Института имени И. Е. Репина, которые будут преподавать на Курсах». Темы рисунков — «патриотизм, любовь к Родине». Приведён и ценник: «16 этажей и выше от 500 000», а «знаковые арт-объекты от 1 млн».

В телефонном разговоре Александр Дягилев заявил, что граффити на Таганке согласовали в свете «известного информационного повода по стандартной схеме», — какой именно, он пояснить не пожелал. «У нас этим занимается юридический отдел, поэтому я не в курсе», — сказал Дягилев, отметив лишь, что процесс согласования шёл не только с «территориальными органами власти», но и с местными жителями. Более подробную информацию он сообщить отказался. Зато в недавнем разговоре с журналистами телеканала «ТВ-Центр» Дягилев был более многословен. Там он рассказал, что дом на Солженицына выбрали потому, что «место здесь очень прекрасное, трафик сумасшедший»: «Мы посчитали, что это будет самым лучшим местом, где можно будет поместить подобную картину. Чтобы количество людей, которые её увидят, было максимальным».

Источники The Village в правительстве Москвы утверждают, что патриотические граффити на Таганке, как и весь будущий проект «2 000 домов России», не согласованы с городскими властями, а инициатива исходила откуда-то «сверху». Вероятно, поэтому на граффити и стоит логотип «Единой России». Но вряд ли теперь найдётся чиновник, который отважится закрасить работу — пусть и не вполне законную, — раз она посвящена столь значимой для страны теме.

Фотографии: Иван Анисимов