Ввести в Москве систему навигации обещали давно. Весной 2012 года агентство «РИА Новости» обратилось к Сергею Собянину с предложением разработать концепцию уличной навигации. Мэр согласился, но вскоре стало известно, что правительство решило разобраться с проблемой самостоятельно, и свою версию системы ориентирования в городе представил департамент ЖКХ. 

В мае 2013 года департамент ЖКХ объявил конкурс на 200 миллионов рублей на проектирование единой системы навигации Москвы. Потом конкурс отменили, поручив задачу государственному бюджетному учреждению «Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства», которое разработало для города уличные указатели нескольких типов. На этом центр завершил свою работу. 

Параллельно рабочая группа по навигации была создана в департаменте транспорта. Мэрия провела конкурс на разработку концепции единой системы навигации. Победителем стало ООО «Экспо Медиа», являющееся частью крупной российской компании Russ Outdoor

Уже в ноябре 2013 года департамент транспорта Москвы представил первые наработки навигации. Пилотный проект запустили в начале июля 2014 года: элементы будущей системы появились на станциях метро «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь революции».

На выходе у каждой станции метро повесили по указателю с картой достопримечательностей и маршрутами наземного общественного транспорта. По заверению чиновников, карты делали специально для пешеходов. 

Создатели говорят, что это не окончательный вариант, а скорее концепция. Основным элементом системы должны стать стелы, а главными пользователями — пешеходы.

Пилотный проект пешеходной навигации в Москве, июль 2013. Изображение № 1.Пилотный проект пешеходной навигации в Москве,
июль 2013

Со временем похожие таблички появятся на оживлённых улицах и у перекрёстков — они будут указывать ближайшие остановки общественного транспорта и пути к ним. Отдельные стенды разработали для точек прибытия на ТПУ — там изображены возможные пересадки и доступный транспорт. На автобусных остановках планируют размещать схемы с указанием времени прибытия.

У выходов из метро, вокзалов и транспортно-пересадочных узлов должны появиться стелы со схемой пересадок и картой города, которые помогут людям понять своё местоположение и спланировать дальнейший маршрут. На обратной стороне конструкции изобразят детальный план станции, вокзала или ТПУ с указанием касс, камер хранения, банкоматов и других важных объектов.

Перед входом на каждую станцию метро будут устанавливать стелы со схемой подземки, чтобы пассажир заранее мог спланировать свою поездку. При открытии новых станций схему на стеле можно будет легко заменить.

В центре зала на станциях собираются ставить круглые конструкции со схемой подземки, указатели в переходах выполнят в едином стиле, а все выходы из метро для удобства пронумеруют: их также будут указывать на схемах.

Партнёрами при создании концепции выступили английские компании City ID и Billings Jackson Design, которые имеют опыт в разработке навигации для Лондона, Нью-Йорка и Бристоля. За создание рабочей группы, консультации и координацию проекта отвечает консалтинговая компания McKinsey.

Система навигации в Бате (Великобритания)
City ID, 2009. Изображение № 5.Система навигации в Бате (Великобритания)
City ID, 2009

Внедрение системы будут проводить поэтапно, начиная с метро — к концу 2014 года она появится на центральных станциях в пределах Кольцевой линии. К концу 2015 года навигацией оборудуют все станции, крупные остановочные пункты и транспортно-пересадочные узлы.

   

Алина Бисембаева

Заместитель руководителя департамента транспорта города Москвы

Единая система транспортной навигации будет использоваться на всех видах общественного транспорта, в пешеходных зонах и на новой системе велопроката. Система объединит все элементы транспортной инфраструктуры города в единое целое. Мы установили первые элементы на пяти центральных станциях метрополитена — это указатели с картами окрестностей, изготовленные в виде алюминиевых панелей. Главная задача —  тестирование графического дизайна и информационного наполнения данных элементов. По итогам пилотного проекта мы ожидаем получить обратную связь, которая позволит нам учесть конструктивные замечания пользователей системы в дальнейшей работе. Кроме того, в начале августа мы планируем провести открытую презентациюпроекта, на которой разработчики системы навигации для московского метро расскажут о ее главных задачах и особенностях, об опыте разработки навигации для других городов мира и о сложностях, с которыми им пришлось столкнуться в случае с Москвой.

   

Фотографии: City ID, PentagramLacock Gullam, Edmontonwayfindingproject.com