The Village продолжает серию интервью с руководителями московских парков. В новом выпуске — директор «Красной Пресни» Татьяна Шаршавицкая объясняет, зачем парку страница в Facebook, как привлекать офисных работников из соседних бизнес-центров и где учиться руководить общественными пространствами.

 

Директор парка «Красная Пресня»: «Я офисный клерк и бегун в одном лице». Изображение № 1.

— Чем вы занимались до того, как стали директором парка?

— Я окончила юридический факультет МГУ имени Ломоносова. После учёбы сразу начала работать в медиа — на «Радио 7 на семи холмах». Мне казалось, что прекраснее моей работы нет ничего. Формат «Радио 7» в то время был очень человечным: с одной стороны, современным, с другой — традиционным. После радио я пошла работать на ВДНХ. Тогда для меня открылась совершенно другая возможность общения с аудиторией не в виртуальном, а в реальном мире. Я поняла, как здорово, когда можно видеть счастливые глаза посетителей выставочного центра, общаться с кем-то из них вживую. Ты видишь реакцию клиентов, которым предоставляешь готовый продукт. Возглавить парк «Красная Пресня» мне предложила Марина Васильевна Люльчук, директор «Мосгорпарка». Предложение меня заинтересовало, и я его приняла.

Парк, по сравнению с ВДНХ, небольшой, его можно быстро обойти пешком.
Но его реальные масштабы и секреты я осознала, только приступив к управлению. Благодаря политике Правительства Москвы, направленной на развитие парков, «Красная Пресня» преобразилась до неузнаваемости. Но остались нерешённые задачи, в том числе самая главная — позиционирование парка и его стратегия развития в среднесрочной перспективе. Я понимаю, что у каждого общественного пространства должна быть своя фишка и своё настроение.

— И какая фишка у «Красной Пресни»?

— У парка «Красная Пресня», как и у любого другого парка столицы, есть свой стиль. Настроение и жизненные ритмы этого места уже заданы его месторасположением. С одной стороны мы близки к «Москва-Сити», а с другой у нас общая граница с Центром международной торговли. Это без малого 20 тысяч офисных служащих, рабочий день которых в какой-то степени связан с парком.

Близость к бизнес-центрам делает «Красную Пресню» похожей на Central Park в Нью-Йорке. Я каждый день вижу, как парк наполняется служащими с обязательным атрибутом в виде корпоративного бейджа. Кто-то просто выходит подышать или провести переговоры в неформальной обстановке, кто-то любит размяться на тренажёрах, кому-то просто нужна тишина. Ну и, конечно, в обеденный перерыв парк превращается в зону большого бизнес-ланча. Есть такой термин «оттормаживание», когда человек перестаёт бежать, суетиться. Этот процесс мы наблюдаем каждый день. У нас можно совмещать работу и отдых. Инфраструктура это позволяет.

Близость к бизнес-центрам делает
наш парк похожим
на Central Park
в Нью-Йорке

При формировании спортивных и досуговых активностей мы всегда учитываем интересы бизнес-аудитории. Например, в нашей парковой библиотеке офисные сотрудники обмениваются прочитанными книгами на бизнес-тематику.

У нас есть бесплатные занятия йогой в конце рабочего дня. Есть танцы с Евгением Папунаишвили. Локальное мероприятие вышло на городской и даже областной уровень. Каждый четверг и субботу на уроки Евгения в парк «Красная Пресня» приезжают от 300 до 500 человек — из Свиблова, Реутова, Красногорска. Мастер-классы имеют ошеломительный успех.

Директор парка «Красная Пресня»: «Я офисный клерк и бегун в одном лице». Изображение № 2.

Вторая особенность парка — его популярность среди детей и их родителей. У нас отдыхают дети не только из соседнего жилого квартала, многие специально приезжают из других районов. Поэтому мы развиваем инфраструктуру, ориентированную на детей. Скоро откроем вторую детскую площадку и установим детский туалетный модуль с комнатой для пеленания. Кроме того, мы решаем вопрос организации детского питания. И самое главное — на месте одного из законсервированных ночных клубов мы сделаем детский дом культуры, где и малыши, и подростки найдут себе интересные занятия.

— Когда вы начали работать в парке, какие у вас были первые впечатления?

— Благодаря руководству департамента культуры, к моему приходу в парке уже достаточно многое успели благоустроить. Передо мной поставили задачу продолжить начатое и придумать, как дальше развивать «Красную Пресню». С эмоциональной точки зрения моё назначение директором парка «Красная Пресня» меня обрадовало. Мне нравится этот парк, нравится развивать общественное пространство. С прагматической точки зрения это ещё и колоссальная ответственность — перед коллегами, подчинёнными и, конечно, перед гостями парка.

Уже при мне стало известно, что к «Красной Пресне» присоединяют новую территорию с прудами, которая требует благоустройства и функционального зонирования. Это пространство может служить транзитной зоной по пути от метро к парку и быть местом отдыха для жителей близлежащих домов. Первое, что мы там сделали, — поставили площадку для занятий воркаутом. Это удивительно, как инфраструктура программирует поведение людей! Раньше на прудах люди курили и пили пиво. Теперь же туда пришла молодёжь, которая занимается спортом, и вытеснила оттуда завсегдатаев.

Директор парка «Красная Пресня»: «Я офисный клерк и бегун в одном лице». Изображение № 4.

— Что, на ваш взгляд, должен уметь директор парка?

— Он должен сочетать в себе компетенции хозяйственника, финансиста, урбаниста, идеолога, стратега, культмассового работника и пиарщика. Мужские вопросы оперативного управления деятельностью парка занимают до 80 % моего рабочего времени.

Я прошла обучение в Московской школе управления «Сколково» по программе «Инновации в области общественных пространств», после которого чётко смогла сформулировать вектор развития «Красной Пресни». Не буду раскрывать решения, которые мы сейчас прорабатываем, но могу сказать точно: парк «Красная Пресня» будет иметь своё лицо в городе.

— А чем вы занимаетесь каждый день?

— Вы правильно отметили про «каждый день». За полгода работы в парке у меня было всего несколько выходных дней. Мой рабочий день начинается в девять утра, а заканчивается не раньше десяти вечера — в это время я выключаю свет в здании администрации.

Директор парка — это офисный клерк и бегун в одном лице. Конечно, про бегуна — это шутка. Но моя работа требует постоянного присутствия в парке. С учётом присоединённых к «Красной Пресне» Красногвардейских прудов это почти 20 гектаров «рабочего пространства». По парку я хожу пешком, а на Красногвардейские пруды езжу на велосипеде. В основном день проходит в постоянном общении и встречах, а бумажная работа остаётся на вечер. Тогда я спокойно сажусь за компьютер, проверяю почту, визирую документы и корректирую задачи на следующий день. Вечером тоже выхожу в парк, общаюсь с посетителями, узнаю их потребности, пожелания, а иногда и претензии.

Работа директора парка — это симбиоз офисного клерка
и бегуна

— Вы взаимодействуете с посетителями парка?

— Постоянно. У нас очень контактные посетители. Например, на прошлой неделе я засиделась допоздна на работе и увидела, что на страницу парка в Facebook пришло сообщение от посетительницы с несколькими замечаниями и номером телефона. Я ей сразу позвонила, представилась и предложила обсудить вопросы. Она очень удивилась, потому что не могла поверить, что ей позвонит директор парка, да ещё так поздно. Мы решили все вопросы в тот же вечер.

Мне важно, чтобы человек, придя в парк, чувствовал заботу о себе. Понимал, что за всеми делами стоит кто-то ответственный. Так спокойнее, посетители начинают больше доверять нам. Когда я пришла в «Красную Пресню», столкнулась с проблемой общепита: здесь были одни сосиски в тесте! Я спрашивала у подрядчиков: скажите, вы бы накормили своего ребёнка этим? Они отвечают — нет. Так почему надо предлагать это другим людям? Когда делаешь парк, необходимо ориентироваться на себя и своё окружение. Высокое качество должно быть во всём: и в организации питания, и в проводимых мероприятиях.

— А вам помогает в работе юридическое образование?

— Безусловно! Я могу самостоятельно составлять договоры. Никому меня не провести в юридических вопросах. Это отличный фундамент.

— У вас есть любимые парки? Может быть, какие-то ориентиры.

— Мне как москвичу интересно наблюдать, что происходит в родном городе. Когда три года назад в Москве начали развивать парки, я не поверила. Реконструкцию парка Горького я поначалу воспринимала как обыкновенный пиар-ход. Он за короткий срок перестал быть местом для экстремального отдыха, куда страшно прийти вечером. Сейчас всем стало понятно, что одного парка на всю Москву не хватает, поэтому занялись благоустройством остальных. У каждой территории должна быть своя аудитория и своя легенда.

Реконструкцию парка Горького я поначалу воспринимала как обыкновенный пиар-ход и, пока сама там
не оказалась, 
не верила в происходящее

Директор парка «Красная Пресня»: «Я офисный клерк и бегун в одном лице». Изображение № 5.

А теперь я посещаю парки уже в качестве профессионала. И для меня дополнительный ориентир — парки Парижа и район Ля Дефанс. У них правильное зонирование, гармоничная структура, и они очень комфортны для людей.

— Какие у «Красной Пресни» главные проблемы?

Для меня это развитие присоединённой территории с Красногвардейскими прудами. Она отдалена от основного парка и, не буду скрывать, имеет не очень хорошую репутацию. Для Пресни Красногвардейские пруды — как Патриаршие для ЦАО. Они должны превратиться в единое пространство для отдыха, где зимой люди будут кататься на коньках, а летом загорать в благоустроенной пляжной зоне.

фотографии: Семён Кац