На прошлой неделе в Москве проходил Международный экспертный совет по транспортным вопросам. Три дня лучшие эксперты по автобусам, трамваям и метро рассказывали друг другу о своих достижениях и вместе придумывали, как улучшить наземный транспорт в Москве. Состав совета настолько представительный, что директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин назвал его «сборной мира по транспорту». Игроками этой команды, в частности, оказались Вукан Вучик (США), Мохиндер Сингх (Сингапур) и Вольфганг Мейер (Германия). На итоговом заседании генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш представил Сергею Собянину рекомендации совета. Их оказалось так много, что мэр даже не стал подробно разбирать каждое из предложений. Выслушав доклад, московский градоначальник резюмировал: «Когда хочешь закончить разговор, достаточно просто согласиться с оппонентом. Я бы и рад поспорить, да не о чем. Я полностью с вами согласен». The Village записал предложения экспертов по пересадке всех московских автомобилистов на автобусы и троллейбусы и рассказал, какие из идей уже начали реализовываться в Москве.

 Рекомендации Международного экспертного советА по транспортным вопросам при правительстве Москвы:

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 1. Создать правовое поле

Между городом и перевозчиками должны быть чёткие договора, которые будут мотивировать компании работать согласно пожеланиям мэрии. Эксперты призвали найти хорошего юриста по налогообложению, который поможет выработать правильный подход по финансированию таких договоров.

Что делается: в ноябре Департамент транспорта объявит конкурс на передачу 20–30 маршрутов частному перевозчику.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 2.

  

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 3. Управлять спросом

Город должен знать, сколько человек пользуется тем или иным маршрутом, и уметь предсказывать, как изменится это число, если внести какие-либо поправки. Деньги налогоплательщиков стоит тратить только на те транспортные услуги, на которые есть спрос.

Что делается: пока в мэрии нет практики перед введением реформы доказывать её необходимость обществу цифрами.

  

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 4. Транспорт должен быть сексуальным

По мнению экспертов, весь общественный транспорт должен быть «сексуальным и модным». Алан Флауш вспомнил, как его называли сумасшедшим, когда он внедрял трамвай нового поколения в Брюсселе. Все вокруг были уверены, что кожаную обивку тут же порвут. Однако этого не произошло — трамвай стал пользоваться популярностью.

Что делается: Департамент транспорта постепенно обновляет подвижной состав наземного транспорта. В частности, новый низкопольный трёхсекционный трамвай уже курсирует по 17-му маршруту.

  

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 5. Наземный транспорт нужно защищать

Эксперты остались недовольны тем, сколько людей паркуются на выделенных полосах. По их мнению, в Москве с её огромными широкими проспектами 60–70 % маршрутов наземного транспорта должно проходить по обособленным линиям, выехать на которые автомобилисты не смогут. Это касается и трамваев, и автобусов, о которых, по мнению экспертов, в Москве постоянно забывают.

Что делается: увеличение количества выделенных полос до сих пор воспринимается обществом без большого энтузиазма, хотя скорость движения наземного транспорта благодаря этим полосам увеличилась на 20 %. Вероятно, до внедрения обособленных полос должно пройти ещё какое-то время.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 6.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 7. Больше электричества!

Новый тренд в развитии наземного транспорта — повсеместная электрификация. По словам Алана Флауша, общественный транспорт должен быть примером в использовании новых технологий и снижении вредных выбросов.

Что делается: инфраструктура для электрического транспорта в Москве практически отсутствует. Однако в ближайшее время в городе установят около 80 новых станций для подзарядки. Вице-мэр Максим Ликсутов пообещал следить за опытом Кёльна в использовании электроавтобусов. По его мнению, эта тема «очень актуальна для Москвы».

  

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 8. Ввести каршеринг

Большинству людей автомобиль нужен пару раз в неделю для поездки в супермаркет. Было бы здорово, если бы для этого горожане не покупали машины, а легко брали их на прокат. Причём желательно, чтобы сделать это можно было по той же карточке, которая используется для городского проката велосипедов.

Что делается: частные каршеринговые компании в Москве есть, но на городском уровне пока ни о каких шагах в этом направлении слышно не было.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 9.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 10. Создать точки для совместного использования такси

Такие точки должны появиться на конечных остановках общественного транспорта. Вероятно, эксперты имели в виду в первую очередь метро. Незнакомые друг с другом пассажиры могли бы использовать такие такси, чтобы добраться до соседних адресов.

Что делается: Департамент транспорта планирует разместить в центре города несколько точек, где нажатием кнопки можно быстро вызвать такси. О планах сделать что-то подобное на окраинах пока не говорили.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 11. Раскрыть данные

Все данные о наземном транспорте должны быть открыты, чтобы рынок мог создавать удобные приложения для пассажиров. Это повысит популярность общественного транспорта.

Что делается: Департамент транспорта выложил 20 наборов данных на сайт Data.mos.ru, однако к ним есть существенные претензии по точности и количеству ошибок.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 12. Получить политическую поддержку

Чтобы улучшить транспортную ситуацию, нередко приходится идти на непопулярные меры. Например, внедрение платных парковок или сооружение выделенных полос активно критиковали. По мнению экспертов, важно, чтобы все такие начинания активно продвигал и поддерживал лично мэр.

Что делается: Сергей Собянин часто говорит о приоритете общественного транспорта, но политическая ответственность за все транспортные реформы лежит скорее на Максиме Ликсутове, чем на мэре. При этом российское общество достаточно инертно, чтобы такой мелкий вопрос, как, например, платные парковки, мог вызвать серьёзное недовольство московским правительством.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 13.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 14. Общественный транспорт должен
иметь приоритет на перекрёстках

В Страсбурге трамваи не останавливаются нигде, кроме собственно остановок. Фазы светофоров специально отрегулированы так, чтобы общественный транспорт имел приоритетный проезд. В идеале так должно быть везде.

Что делается: в Департаменте транспорта разрабатывают интеллектуальную систему управления транспортом. Правда, это работа слишком масштабная, поэтому сроки её окончания пока неизвестны.

  

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 15. Переработать маршруты

Эксперты остались недовольны тем, что на некоторых маршрутах в Москве возникает существенный перепробег. Они считают, что специалисты должны изучить каждый маршрут общественного транспорта с целью ускорить его прохождение.

Что делается: Департамент транспорта составляет новую карту маршрутов наземного транспорта по всему городу.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 16.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 17. Транспорт должен быть
интегрированным

Пересадочные пункты должны быть удобными, понятными и защищать людей от снега и дождя.

Что делается: в Москве строят транспортно-пересадочные узлы, призванные выполнять все описанные экспертами функции. Как шутят в Департаменте транспорта, при их разработке будут внедрять в жизнь технологию «сухие ноги», чтобы пассажиры действительно не страдали от осадков. Впрочем, многие горожане критикуют проекты ТПУ, так как опасаются их превращения в торговые комплексы.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 18.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 19. Всё должно быть понятно

Пассажир должен всегда знать, куда ему идти и что происходит. Даже в случае непредвиденных ситуаций, сбоев или аварий он должен понимать, в чём причина задержки и как много времени он потеряет.

Что делается: многие москвичи уже получают SMS-рассылку в случае ЧП в метро. Мэрия пытается улучшить и навигацию в метро, чтобы пассажирам стало яснее, какой выход со станции им нужен.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 20. Оплачивать проезд мобильным
или банковской картой

По мнению экспертов, в ближайшем будущем пассажирам будет предпочтительнее оплачивать транспортные услуги не наличными, а мобильным телефоном и банковской картой. Готовить инфраструктуру для этого уже пора. Сейчас же надо сделать так, чтобы абсолютно все платежи за проезд можно было осуществить с помощью одной карты.

Что делается: оплатить проезд в метро при помощи банковской карты можно уже давно. Эксперименты с оплатой через мобильный тоже проводятся, но пока популярностью эта система не пользуется. Картой «Тройка» уже можно оплатить всё, кроме маршруток.

  

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 21. Поощрять покупку годовых билетов

Годовой билет повышает лояльность пассажиров. При его наличии горожанин куда чаще предпочитает общественный транспорт индивидуальному.

Что делается: цена одной поездки при покупке годового билета действительно ниже, чем при использовании любых других. От приобретения такого билета многих удерживает лишь невозможность его восстановления в случае потери.

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 22.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 23. Дифференцировать стоимость
в зависимости от дальности поездки

Несправедливо, если человек, который проезжает одну остановку, платит столько же, сколько и человек, проехавший весь маршрут. В перспективе эта мера должна повысить мобильность горожан, которые будут стремиться работать неподалёку от места проживания.

Что делается: Департамент транспорта объявлял о подобных планах, но пока они не реализованы.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 24. Повышать стоимость билета
ежегодно

Чтобы транспорт имел возможность развиваться, обновлять подвижной состав, он не должен быть убыточным. Поэтому разумно ежегодно повышать цены на билеты хотя бы соответственно инфляции.

Что делается: цены на транспорт действительно регулярно растут. 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 25.

 

18 рекомендаций Москве от «сборной мира по транспорту». Изображение № 26. Ввести платный въезд
в некоторые зоны

Внедрение платной парковки — большой шаг вперёд. Эксперты уверены, что следующим шагом для снижения нагрузки на дороги в центре должно стать введение платного въезда в особо загруженные зоны города.

Что делается: Максим Ликсутов пообещал рассмотреть возможность введения платного въезда в центр.